Процесс необратим

9 июня в Торгово-промышленной палате РФ прошел «круглый стол», посвященный обсуждению перспектив и проблем внедрения цифровой маркировки в странах ЕАЭС

Модератором «круглого стола» стал председатель Совета ТПП России по таможенной политике Георгий Петров. По первому вопросу повестки выступила Наталья Ляхова, заместитель директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии, которая ознакомила участников с положениями подготовленной ЕЭК базовой технологической организационной модели системы маркировки товаров средствами идентификации. Она пояснила, что этот документ был принят в развитие Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС от 2.02.2018. Базовая модель, утвержденная решением Совета ЕЭК от 5.03.2021 № 19, которая вступила в силу 19 мая этого года, определяет унифицированные подходы при введении в Союзе маркировки товаров. В основном они предназначены для внутренней торговли, но в документе есть ряд положений, касающихся импорта, в том числе обязательная передача сведений в рамках трансграничной торговли (например, при перемещении в РБ товара, ранее ввезенного в РФ с территории третьей страны, обязательно информирование соответствующего национального оператора о факте импорта с указанием номера декларации). Также предусмотрена норма, позволяющая товар, маркированный на территории одного государства Союза, вводить в оборот на территории другого государства-члена. Завершая свое выступление, она напомнила, что сегодня действуют шесть решений о маркировке товаров (обуви; шин и покрышек; фотокамер, духов и парфюмерии; отдельных товаров легкой промышленности; молочной продукции), еще два решения рассматриваются ЕЭК (о введении маркировки упакованной воды, а также велосипедов и велосипедных рам) и в Комиссию поступило уведомление от РФ о намерении ввести маркировку ювелирных изделий. Однако в последнем случае, по словам Натальи Ляховой, потребуется особое регулирование, поскольку положения базовой модели не распространяются на ювелирные изделия.

Докладчик по второму вопросу повестки Денис Кузин, директор департамента стратегических проектов ООО «Центр развития перспективных технологий», подробно рассказал о перспективах объединения систем маркировки государств ЕАЭС и создании цифровой платформы для беспрепятственного движения товаров в рамках Союза. Он сообщил, что сегодня в России маркируется 9 товарных групп: 8 из них – кодами DataMatrix и меховые изделия – радиочастотными чипами RFID, промаркировано уже более 23 млрд единиц товара, в системе маркировки зарегистрировано 500 тысяч участников. «Мы ведем работу по интеграции нашей системы с другими госорганами, – сказал Денис Кузин. – В настоящее время она уже интегрирована с системами таможенных органов и ветеринарного контроля, готовится интеграция с системами Роспотребнадзора, Росаккредитации, Роспатента, Росстата. Для сотрудников контролирующих органов мы разработали мобильное приложение и личный кабинет. Для потребителей также разработано мобильное приложение, посредством которого они могут осуществлять общественный контроль за качеством товара, проверять коды маркировки, подавать жалобы. Это мобильное приложение скачано уже более 3 млн раз». Затем спикер дополнил информацию предыдущей докладчицы о ситуации в странах ЕАЭС. В Белоруссии принято решение о маркировке молочных продуктов, обуви, шин и товаров легкой промышленности, в рамках эксперимента проводится маркировка ювелирных изделий. В Казахстане сейчас маркируются сигареты, затем ассортимент маркируемых табачных изделий будет расширятся, ведется подготовка к маркировке обуви, идут эксперименты по маркировке лекарственных средств, алкогольной, молочной продукции и товаров легкой промышленности. В Киргизии с 1 июля вступает в силу запрет на оборот немаркированной табачной и алкогольной продукции, в первом квартале 2022 года планируется введение маркировки молочной продукции. В Армении прорабатывается вопрос о маркировке обуви. В Узбекистане (страна – наблюдатель при ЕАЭС) сейчас маркируются табачные изделия, пивоваренная и алкогольная продукция, в эксперименте лекарственные средства, бутилированная вода и бытовая техника. В заключение спикер озвучил задачи на ближайшую перспективу – прежде всего необходимо достичь взаимного признания кодов маркировки в странах Союза, что позволит обеспечить свободное движение товаров по всей территории ЕАЭС. Здесь на наиболее продвинутом этапе находится Белоруссия: в этом году с 1 июля планируется обеспечить взаимное признание кодов маркировки сыров и мороженого, с 1 сентября – молочной продукции сроком годности более 40 суток, с 1 декабря – молочной продукции сроком годности менее 40 суток, с 1 ноября – обуви, с 1 декабря – шин, с 1 марта 2022 года – товаров легкой промышленности. В Казахстане препятствием является отсутствие нормативного регулирования (не приняты правила маркировки) и техническая неготовность системы, однако планируется с 1 октября этого года обеспечить взаимное признание кодов маркировки по обуви. Среди других наиболее важных задач Денис Кузин назвал следующие: полноценная интеграция информационных систем маркировки между собой и с другими системами контроля; информационное взаимодействие государств-членов через информационную систему ЕАЭС; создание единого цифрового каталога маркированных товаров; разработка общего механизма криптографической защиты (в соответствии с решением Совета ЕЭК от 23.04.2021 № 41 предусмотрен переходный период до 31 декабря 2022 года, когда используются национальные механизмы, но с 1 января 2023 года должен вступить в силу единый механизм криптографической защиты). 

О том, как на практике в России осуществляется процедура нанесения маркировки, рассказал Илья Романов, директор «Альта-Софт». Представленная им презентация наглядно продемонстрировала особенности технологического процесса маркировки импортных товаров и возникающие при этом проблемы. Спикер напомнил, что импортный товар может маркироваться на производстве за рубежом, либо на консолидационном складе в ближайшем зарубежье, либо на таможенном складе на территории страны. При этом он отметил рост количества открываемых в России таможенных складов, в том числе иностранными производителями. Одна из причин этого заключается в возникновении проблем при попадании в страну товара с маркировкой, нанесенной за рубежом: часто товар приходится перемаркировывать, что увеличивает срок введения его в оборот до 2-3 недель. По мнению Ильи Романова, маркировка на таможенном складе в РФ более надежна, однако необходимы меры по оптимизации этого  процесса. Так, поскольку маркировка представляет собой услугу, как правило, оказываемую таможенными представителями, возникает острая проблема, связанная с ошибками при занесении кодов маркировки в ДТ. В связи с этим эксперт внес два предложения: во-первых, чтобы ЦРПТ дал возможность таможенным представителям получать минимальную информацию о наличии кода маркировки и его статусе, во-вторых, предоставить информационным таможенным операторам право контроля статуса кода маркировки перед подачей ДТ. Это позволит избежать ошибок при таможенном декларировании. Илья Романов обратился с просьбой к ТПП России поддержать эти инициативы. Максим Новиков, президент Союза производителей соков, воды и напитков, добавил новость о еще одной проблеме, связанной с тем, что в постановлении Правительства РФ от 31.05.2021 № 841, которым утверждены правила маркировки упакованной воды, не предусмотрено взаимодействие с Федеральным агентством по недропользованию. В результате возрастает риск легализации товаров-имитаторов: по мнению Максима Новикова, уже  в сентябре на полках магазинов появится такая продукция – промаркированная, но не отвечающая требованиям по качеству. Завершая заседание, Георгий Петров пообещал, что все высказанные в ходе «круглого стола» предложения будут внимательно рассмотрены палатой с тем, чтобы они были учтены при доработке процессов маркировки товаров. 

хартия добросовестных участников вэд