Электронная верификация на пороге

31 мая Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Взимание антидемпинговых пошлин и подтверждение происхождения товаров в рамках непреференциальной торговли».

Вебинар провели Константин Климаков и Елена Сологубова – начальник и заместитель начальника отдела методологии применения товарных номенклатур и страны происхождения товаров Управления товарной номенклатуры ФТС России. Прежде всего спикеры напомнили, что подтверждение происхождения товаров регламентируется статьей 20 Федерального закона от 3.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49. Данным решением Совета ЕЭК утверждены непрефренциальные правила, которые вступили в силу 12 января 2019 года. 

Докладчики подробно рассказали, что при таможенном декларировании происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров (пункт 1 статьи 29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). В целях подтверждения непреференциального происхождения товаров применяется декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Декларация о происхождении товара представляет собой коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны происхождения товара или страны вывоза товара (ст. 30 и 31 ТК ЕАЭС). Сертификат о происхождении товара – документ, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в определенных случаях – страны вывоза товара. Правилами предусмотрено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (ст. 50), обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара. Во всех остальных случаях происхождение товара может подтверждаться декларацией о происхождении товара (однако при этом таможенный орган вправе запросить сертификат, если сочтет, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения недостоверны). 

В приложении к правилам содержатся требования к сертификату о происхождении товара, выполнение которых является обязательным. Так, сертификат должен быть на бланке, при этом правилами не предусмотрено оформление дополнительных листов: если недостаточно места для заполнения, оформляется отдельный бланк. Сертификат изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, и заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом. Важным моментом является требование об указании в сертификате описания товара, позволяющего произвести его идентификацию. Правила допускают выдачу сертификата в стране вывоза товара, но при этом должны быть указаны реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения (сертификат или декларация в зависимости от национальных правил). Такие документы не подлежат представлению в таможенный орган, но могут быть запрошены при проведении верификации (пункт 29 правил). Верификация – это запрос в таможенные органы страны происхождения с просьбой подтвердить факт выдачи сертификата и представить копии документов, на основании которых он выдан.

Далее сотрудники ФТС России отметили, что правила разрешают отступать от требования представлять в таможенный орган оригинал сертификата при наличии сведений в электронной базе данных, созданной уполномоченными органами, размещенными на официальном сайте. В этом случае таможенному органу можно представить копию или электронную форму сертификата. Также в электронных базах данных декларант может заранее проверить наличие сертификата (но если таможенный орган не найдет там соответствующего сертификата, он будет вынужден запросить оригинал). Такие электронные базы данных имеются в Германии и Италии. Однако в отношении Германии есть один нюанс: при ввозе товаров из этой страны достаточно представить копию или электронную форму сертификата при отсутствии дополнительных листов – по ним информации в базе нет и в этом случае придется представлять в таможенный орган оригинал сертификата. Сейчас ФТС России ведется работа с немецкой торгово-промышленной палатой по доработке базы данных в отношении дополнительных листов. Также электронная база данных есть в Международной торговой палате, объединяющей большое количество стран. В настоящее время ФТС России ведет работу с МТП по доработке этой базы с тем, чтобы она соответствовала требованиям решения Совета ЕЭК № 49 и российские участники ВЭД могли проверять на ее сайте наличие сертификатов. «Надеемся, что в скором времени эта работа завершится и база данных МТП будет содержать все необходимые сведения», – сказал Константин Климаков. Он также обратился к бизнесу с просьбой при получении информации о применении электронных баз данных еще какой-то страной сообщать об этом в ФТС России, чтобы ведомство довело эту информацию до таможенных органов для использования в работе. 

Правилами предусмотрено использование еще одного механизма – электронной системы верификации происхождения товара (проверка сертификатов, которые заявляются в графе 44 ДТ, в режиме реального времени). При наличии договоренности между таможенным органом государства ЕАЭС и органом, уполномоченным третьей стороной на выдачу сертификатов о происхождении товара, о применении электронной системы верификации происхождения, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности содержащихся в нем сведений, оригинал сертификата на бумажном носителе может не представляться при таможенном декларировании. Достаточно указать в графе 44 ДТ реквизиты такого сертификата. К сожалению, как выяснилось из доклада ведущих вебинара, на практике такая возможность – дело будущего, поскольку это осуществляется только при наличии соответствующего протокола. Сегодня ФТС России ведет работу по заключению протоколов об электронной верификации с Бельгией, КНР, Германией, Италией, Испанией, Францией, но пока ни одного подписанного протокола нет. 

Затем Константин Климаков и Елена Сологубова ответили на вопросы участников вебинара. В частности, слушатели поинтересовались, где можно найти информацию об электронных базах данных? Предложение спикеров ознакомиться с такой информации на сайте Евразийской экономической комиссии не удовлетворило слушателей, поскольку при проверке сертификата на сайте ЕЭК отображается только его номер и выдавшая организация, а этих сведений недостаточно, чтобы таможенный орган принял копию. Елена Сологубова пояснила, что на сайте ЕЭК размещены не базы данных, а ссылки: надо перейти по ссылке на сайт уполномоченного органа третьей страны, где по реквизитам сертификата можно найти нужную информацию. Один из участников спросил, будет ли принят сертификат, если перевод с английского наименования товара расходится с заявленным в ДТ, но по описанию его можно идентифицировать? Ответ: наименование товара в сертификате должно соответствовать наименованию в графе 31 ДТ и товаросопроводительных документах. Один из слушателей попросил разъяснить, разрешается ли при подаче ДТ указывать в качестве страны происхождения Евросоюз, если в коммерческих документах указана конкретная страна – член ЕС? Спикеры ответили, что допускается указывать Европейский союз в качестве группы стран, из которой происходят декларируемые товары, если документы о происхождении товаров не содержат сведений об их происхождении из конкретной страны ЕС, а содержат сведения о происхождении товаров из Евросоюза (в качестве группы стран) за исключением случаев, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования (отличных от тарифных преференций), запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров и действие таких мер распространяется на товары, происходящие из одной или нескольких стран Европейского союза (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения»). Следующий вопрос: допускается ли сертификат страны ЕС для товаров, произведенных за ее пределами? Ответ: если государство ЕС является страной вывоза, может быть представлен выданный в нем сертификат, но при этом необходимо указать реквизиты документов, выданных в стране происхождения.  

 Ряд вопросов касался случаев отсутствия сертификата или отказа его принятия таможенным органом. При отсутствии сертификата правомерно ли требование таможни уплатить антидемпинговую пошлину? Возможен ли выпуск под обеспечение? Если таможенный орган не принял сертификат, можно ли впоследствии подтвердить страну происхождения и вернуть уплаченную антидемпинговую пошлину (в какой срок)? Ответ звучал так: если требуется представление сертификата для подтверждения мер защиты внутреннего рынка, таможенный орган его запрашивает. При невозможности его представления в срок в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС товар может быть выпущен под обеспечение с уплатой в том числе антидемпинговой пошлины. Впоследствии при предоставлении сертификата вносится изменение в ДТ и антидемпинговая пошлина подлежит возврату (пункт 7 статьи 314 ТК ЕАЭС). Возврат антидемпинговой пошлины осуществляется в течение трех лет после декларирования. Отвечая на вопрос, куда следует представлять сертификат после выпуска под обеспечение – на пост фактического контроля или в ЦЭД, докладчики отметили, что после подачи ДТ, но до выпуска товаров сертификат может быть представлен в любой таможенный орган, уполномоченный на принятие документов (приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. № 40н), а после выпуска – в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ (решение Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289). В заключение спикеры порекомендовали тем участникам вебинара, которые задавали вопросы в отношении конкретных партий товаров, направить официальные обращения в ФТС России для детального разбора каждого случая.

хартия добросовестных участников вэд