Новые задачи таможни

10–12 ноября в Москве в онлайн-формате прошла осенняя сессия ежегодного форума «Международный̆ день импорта и экспорта 2021», в рамках которого состоялась дискуссия «Таможня в 2021 году».
10–12 ноября в Москве в онлайн-формате прошла осенняя сессия ежегодного форума «Международный̆ день импорта и экспорта 2021», в рамках которого состоялась дискуссия «Таможня в 2021 году».

 

Модераторами дискуссии «Таможня в 2021 году» выступили Фаридун Валиев, исполнительный директор Ассоциации содействия участникам ВЭД, и Олег Сухарев, эксперт в области ВЭД и таможенного дела. Представляя первого спикера – Леонида Лозбенко, Председателя Общественного совета при Федеральной таможенной службе, Фаридун Валиев напомнил участникам, что Леонид Аркадьевич Лозбенко стоял у истоков создания и советской, и российской таможенной службы, а в настоящее время является членом Группы высшего уровня мирового бизнеса Всемирной таможенной организации.

Леонид Лозбенко начал свое выступление с ответа на поступившие к нему вопросы о характере деятельности и цели создания общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Он отметил, что общественные советы при ФОИВ создавались по личному указанию Президента России. Их функция – осуществление общественного контроля за деятельностью государственных органов. Сегодня общественный совет (ОС) есть при каждом ФОИВ. Докладчик кратко рассказал, как организована работа совета при ФТС России. Он выразил благодарность Общественной палате РФ за возможность увеличить состав Совета. «Мы имеем теперь представителей совета во всех регионах страны, которые очень активно работают, у них есть свои сайты и региональные участники ВЭД знают, куда обращаться, – сообщил Леонид Лозбенко. – Это по вертикали. Что касается охвата по горизонтали, в каждом из крупнейших бизнес-объединений РФ (т.н. «Большой четверки» – РСПП, ТПП России, «Деловая Россия» и «Опора России») есть комитеты по таможенной проблематике и их возглавляют члены нашего совета». Такое построение работы позволяет синхронизировать точку зрения бизнеса по конкретным вопросам и затем обсудить ее на заседаниях ˝Большой четверки˝. Наиболее важные и острые проблемы Председатель Совета доводит до сведения руководителя Федеральной таможенной службы, которому особая благодарность за всегда получаемые прямые ответы на вопросы Совета. Именно по этой причине ФТС России признано одним из самых открытых ведомств, как и его Общественный совет. 

Леонид Лозбенко подчеркнул, что одна из главных задач Общественного совета – помочь таможне в позиционировании в системе органов государственной власти: «До сих пор бытует взгляд на таможню как на орган, который занимается в основном чемоданами пассажиров, изъятием запрещенных к перемещению товаров и т.д. Но ситуация-то резко поменялась. Есть с чем сравнить, поскольку я начинал с советской таможни».  Спикер рассказал, как в марте на заседании Общественной палаты РФ проходил отчет о работе Общественного совета, и когда была названа цифра вклада ФТС России в доходную часть бюджета, зал был поражен, а многие просто не могли поверить, что таможня дает в бюджет такую огромную сумму – по плану на 2021 год ФТС России должна собрать около 5 трлн рублей, 27% доходной части бюджета страны. На сегодняшний день плановое задание уже превышено, по итогам года таможня соберет около 6 трлн рублей. Спикер добавил, что совершенно неверно воспринимать таможню исключительно как «наковальню» для пополнения бюджета – перечисление всех функций любой таможенной службы мира, включая российскую, займет почти две страницы убористого текста. «Как бывший заместитель генерального секретаря Всемирной таможенной организации должен заявить, что роль таможни в современных условиях резко возросла, особенно в условиях пандемии», – отметил докладчик. На первый план выходит задача по созданию комфортных условий для участников ВЭД, по сокращению затрат при поведении различных таможенных операций и процедур. В адрес Совета ежедневно поступают различные запросы, просьбы, обращения бизнеса. Совет старается дипломатично и четко отвечать. И хотя упреки иногда бывают вполне справедливы, никто не спорит, определенные недоработки есть, бизнес должен четко понимать, что таможня – это дорога с двусторонним движением. Общий девиз и для таможни, и для участников ВЭД звучит так: простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства. Леонид Аркадьевич рассказал, что инициативным ответным шагом со стороны бизнеса навстречу таможне, которая в Комплексном плане развития ФТС России на период до 2020 года взяла на себя конкретные обязательства по авторегистрации ДТ, автовыпуску товаров и т.д., стало создание Хартии добросовестных участников ВЭД, которую сегодня подписали уже 4 939 компаний и 323 крупнейших бизнес-объединений подписали Декларацию в поддержку Хартии. По просьбе генсека Всемирной таможенной организации и с согласия руководства ФТС России в журнале ВТамО была опубликована статья об этом, вызвавшая колоссальный интерес в мире. «На нас обрушился шквал звонков, потому что далеко не все таможенные службы имеют смелость обнародовать конкретные показатели, которых таможня должна достичь к определенному сроку», – подчеркнул Леонид Лозбенко. Итоги реформы таможенных органов впечатляют: в 2021 году более 26% от всех деклараций выпускается полностью автоматически, из них по импорту больше 20%, по экспорту 38%, авторегистрация ДТ занимает 3 минуты, автовыпуск 5 минут, было оформлено 774 тысяч электронных транзитных деклараций (99,8% общего объема), осуществлено 22 тысячи перевозок с применением электронных навигационных пломб. Сейчас начался следующий этап – с участием ОС принята Стратегия развития ФТС России до 2030 года, разработан рабочий план, разделенный на два этапа, в рамках которого таможня должна выйти на новые показатели. В частности, речь идет об интеллектуальной таможне: на международном таможенном форуме, приуроченном к 30-летию таможенной службы, впервые была представлена модель интеллектуального пункта пропуска, вызывавшая большой интерес и удивление генсека ВТамО, который принимал участие в форуме. «Разумеется, не все идет гладко, у бизнеса есть определенные претензии, я, встречаясь с руководителем ФТС на постоянной основе, довожу до его сведения наиболее важные моменты, которые интересуют бизнес-сообщество», - поделился спикер. В планах Совета на ближайшую перспективу сосредоточить основное внимание на реализации первого этапа Стратегии-2030 – на период до 2024 года, закрепив за каждым членом Совета конкретный участок. Понимая, что Федеральная таможенная служба взаимодействует с 32 ФОИВ, и в случае отставания коллег результата не будет, Общественный совет принял решение поддерживать постоянную связь с коллегами из общественных советов других ФОИВ с тем, чтобы оказывали содействие по безусловному выполнению задач в установленные сроки. Например, сегодня важная задача – обустройство пунктов пропуска. В ближайшее время намечено провести совместное заседание общественных советов ФТС России и Минтранса, который является соисполнителем. «ФТС России и Общественный совет готовы к выполнению заявленных в Стратегии-2030 обязательств и призываем участников ВЭД работать вместе с нами. Убежден: вместе мы поставленные задачи выполним», – резюмировал Леонид Лозбенко.

Следующий докладчик – Дмитрий Некрасов, заместитель начальника ФГУП ГЦСС по внешнеэкономическому сотрудничеству, продолжил тему цифровизации таможенной сферы, использования искусственного интеллекта, обратив внимание и на оборотную сторону этого процесса. Он констатировал факт, что таможенные органы за последние десять лет сделали колоссальный рывок в области информационных технологий, и участники ВЭД уже ощутили преимущества цифровизации. «Но важно понимать, что цифровизация не самоцель, а всего лишь инструмент, и здесь есть свои риски и проблемы. Причем это касается не только таможни, просто таможня как наиболее передовое ведомство среди ФОИВ первой столкнется с ними», – выразил свое мнение спикер. Например, отсутствие прямого общения между таможенником и участником ВЭД, которое считается преимуществом, может оказаться и недостатком, так как принимаемые информационной системой решения порой непонятны в силу стандартизированности ответов (все многообразие ситуаций никогда не уложить в прокрустово ложе стандартных ответов) и декларант часто не понимает, что он должен сделать, чтобы исправить ситуацию. Еще один риск связан со словосочетанием «искусственный интеллект», которое пока отсутствует в законодательстве, но на практике используется. «Многие считают, что речь идет о машине, которая будет думать за нас. Здесь кроется ошибка: искусственный интеллект – это не разум в том смысле, в котором мы привыкли говорить о человеке. Искусственный интеллект – это всего лишь набор алгоритмов, которые созданы человеком и несут все плюсы и минусы результата труда человека»,    – пояснил Дмитрий Некрасов. По мнению спикера, проблемой также являются некоторые недоработки, то, что в программных средствах накапливаются недоделки и огрехи, поскольку программы создаются людьми, а люди ошибаются. Все это может негативно сказаться на качестве работы системы. Следующий аспект: суперконцентрация и суперцентрализация информационных систем может привести к тому, что любой сбой на центральном уровне способен парализовать процесс ввоза и вывоза по всей стране. Что касается ЦЭДов, они могут масштабировать и ошибочные подходы, и если ранее сложившаяся на одном таможенном посту ошибочная практика в масштабах страны была не очень заметна, то ошибочную практику в рамках одного их 16 ЦЭДов почувствуют на себе многие участники ВЭД. «Все эти риски требуют внимания, надо уже сейчас задумываться над решением проистекающих из них проблем», – подчеркнул Дмитрий Некрасов.

Затем с краткими сообщениями выступили Георгий Петров, председатель Совета ТПП России по таможенной политике, Евгений Балабайченко, управляющий «Эксперт Групп», и Александр Кирильченко, руководитель группы разрешения таможенных споров юридической фирмы Bryan cave leighton paisner LLP. Георгий Петров заострил внимание на необходимости пересмотра таможенно-тарифной политики. Он напомнил, что классический таможенный тариф основан на принципе эскалации: чем выше степень обработки продукции, тем выше должна быть ставка ввозной пошлины. К сожалению, часто бывает дешевле купить импортную готовую продукцию, чем ввезти сырье и комплектующие и здесь осуществить переработку. «Эту политику надо менять», -  считает Георгий Петров. Евгений Балабайченко представил презентацию, разъясняющую преимущества таможенного аудита – нового инструмента, который поможет таможне стать эффективнее в реализации ее государственной функции, а предпринимателям инициативно подтвердить статус добросовестного участника ВЭД, минимизировать риски нарушения таможенного законодательства из-за непреднамеренных ошибок, снизить потери и издержки. Кстати, внедрение института таможенного аудита к 2024 году предусмотрено Стратегией-2030 (целевой ориентир № 6). Спикер проинформировал, что 8 ноября в ФТС России стартовал эксперимент по внедрению таможенного аудита. Бизнес в лице Ассоциации таможенных аудиторов и консультантов ведет работу по созданию соответствующей саморегулируемой организации. Завершая дискуссию, Александр Кирильченко рассказал о последней тенденции в рамках таможенного контроля – таможня все больше внимания уделяет контролю за услугами, связанными с ввозимыми товарами, и нематериальными активами (инжиниринговые услуги, проектная документация, дивиденды, компьютерные программы и т.п.). Сложность здесь заключается в том, что отсутствуют критерии, в каких случаях эти услуги и нематериальные активы надо учитывать при таможенном оформлении товаров, а в каких не надо. Пока единственным ориентиром могут служить рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары». 

Мероприятия

hartiya banner mobile