hartiya 1140
Упрощение процедур торговли: теория и практика

Упрощение процедур торговли: теория и практика

11 марта в Американской торговой палате в рамках заседания Комитета Американской торговой палаты в России по таможне и транспорту прошел семинар по таможенным вопросам, организованный при содействии заместителя руководителя Общественного совета при ФТС России, председателя Ассоциации «Некоммерческое партнерство профессиональных таможенных операторов» Сергея Совдагарова.

Модератор мероприятия Арт Францек, председатель Комитета AmCham по таможне и транспорту, представил участникам встречи выступающих – Алексея Бондаренко, доцента кафедры менеджмента МГИМО, и сотрудников «Мультисервисной платежной системы» Ольгу Алексееву и Александра Шкоду.  

Алексей Бондаренко, кандидат экономических наук, эксперт Европейской экономической комиссии ООН (UN/CEFACT), курирующий направление единого окна, подробно рассказал, что представляет собой единое окно и как сегодня обстоят дела с созданием в России этого инструмента развития международной торговли. Он напомнил, что UN/CEFACT – межправительственный орган, имеющий мандат на осуществление мероприятий по упрощению торговых процедур и унификации документов, используемых в международном торговом обороте. Основным правовым актом по обсуждаемой теме является принятая в 2004 году рекомендация UN/CEFACT № 33, в которой изложены руководящие принципы по созданию механизма единого окна. Последние два года идет работа по обновлению этой рекомендации, и предполагается, что новая редакция появится уже в этом году. «Мы многое поменяли, в том числе убрали устаревшие нормы, – отметил Алексей Бондаренко. – Большое внимание уделено разъяснению, что такое единое окно, поскольку понимание у всех разное. В обновленной рекомендации определение уточняется: единое окно – это механизм, который позволяет достичь целей упрощения торговли, позволяет сторонам, вовлеченным в торговые и транспортные процедуры, представлять стандартизованную информацию и документы в единую точку входа для выполнения всех экспортных, импортных и транзитных формальностей и регуляторных требований. При этом элементы данных должны быть представлены однократно в электронном виде (мы исключили упоминание про бумажный вид)». В этом определении принципиально важным является соблюдение двух моментов: во-первых, информация, представляемая в единое окно, должна быть построена на международных стандартах, во-вторых, созданный механизм должен на практике упрощать внешнеторговые процедуры, то есть единое окно – это не цель, а средство. Необходимость выполнения именно этих двух условий и является основным фактором, препятствующим созданию единого окна в России, как рассказал далее докладчик. У нас данные должны представляться бизнесом в тех форматах, к которым привыкли госорганы. «В чем ошибка? Берется бумажный документ, переводится в электронную форму, и всех заставляют именно в этом формате представлять информацию, в то время как единое окно должно работать на международных стандартах, – пояснил Алексей Бондаренко. – UN/CEFACT разработана гармонизированная модель данных, в которой описаны все элементы данных. И обмен этими данными происходит между информационными системами без участия человека». В заключение своего доклада Алексей Бондаренко выразил надежду, что в этом году, когда вступит в силу обновленная рекомендация UN/CEFACT № 33 и истечет срок действия Плана мероприятий по реализации механизма единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, это станет новым импульсом к тому, чтобы все-таки начать на практике реализовывать этот механизм. 

Во второй части мероприятия Ольга Алексеева, руководитель управления по работе с клиентами «Мультисервисной платежной системы», и Александр Шкода, руководитель управления по развитию «Мультисервисной платежной системы», рассказали об онлайн-сервисах, позволяющих проводить моментальные таможенные платежи на единый лицевой счет, и представили новую услугу компании по организации удаленного доступа таможенных органов к данным ERP-систем уполномоченных экономических операторов. Ольга Алексеева, в частности, отметила, что даже после перехода на единые лицевые счета у многих участников ВЭД остаются вопросы в части уплаты таможенных платежей, поэтому сервисы «Мультисервисной платежной системы» по-прежнему востребованы. Среди преимуществ платежной системы по управлению капиталом Ольга Алексеева назвала следующие: все деньги участника ВЭД находятся в банке и расчеты с таможенными органами осуществляются в момент подачи декларации, причем можно работать не только с собственными, но и с овердрафтными средствами, не бояться волатильности курса и т.д. Говоря о преимуществах платежного сервиса «Раунд» при администрировании денежных средств, она подчеркнула, что в личном кабинете клиентам оперативно предоставляется отчетность, как стандартная, так и кастомизированная, в которой даже при переходе на ЕЛС можно сохранять привязку платежей к номерам документов-оснований, к таможенным постам и таможням фактического оформления грузов, к чему привыкли компании. Также пользователь может получить сводный отчет, соединяющий данные по платежам, которые содержатся в отчете о расходовании денежных средств в ЛК участника ВЭД на сайте ФТС России   и в истории платежей в ЛК платежного сервиса «Раунд» (попутно при этом выявляются не идентифицированные и ошибочные платежи). Еще одна новая услуга – предоставление оборотно-сальдового отчета, который соединяет данные по таможенному оформлению разных товарных потоков. Завершая свое выступление, Ольга Алексеева подчеркнула: «Мы очень внимательно прислушиваемся к пожеланиям наших клиентов».

Александр Шкода представил новый сервис для уполномоченных экономических операторов, который в ближайшее время будет запущен. Суть его в следующем. Одним из требований, предъявляемым к компаниям, желающим получить статус УЭО, является предоставление удаленного доступа сотрудникам таможенных органов к системе учета товаров юридического лица. Причем по закону такой доступ может быть организован с помощью информационных операторов. «Мультисервисная платежная система» обладает статусом информационного оператора и в настоящее время разрабатывает соответствующий онлайн-сервис. Он позволит осуществить доступ двумя способами. Самый простой и быстрый – через личный кабинет «Мультисервисной платежной системы»: туда поступают все запросы от ФТС России, затем подгружается интересующая таможенников информация, конвертируется в формат, соответствующий альбому форматов, подписывается электронной подписью и отправляется в таможенную службу. Второй способ основан на интеграции информационных систем информационного оператора и УЭО: в этом случае взаимодействие происходит практически бесшовно и компания может контролировать информацию, которая предоставляется таможенной службе. «Не всем уполномоченным экономическим операторам подходит вариант доступа таможенного органа непосредственно к системе учета компании, поэтому надеемся на востребованность нашего нового сервиса», – резюмировал Александр Шкода.