hartiya 1140

Бизнес Союза настроен на консолидацию на уровне ЕЭК

18 сентября в Минске в онлайн формате при участии представителей таможенных органов, а также некоммерческих организаций в таможенной сфере Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Кыргызстан прошел II Форум «Развитие саморегулируемой деятельности некоммерческих организаций в сфере таможенного дела».

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений организатора II Форума «Развитие саморегулируемой деятельности некоммерческих организаций в сфере таможенного дела», выступил модератором мероприятия. Открывая обсуждение по первому вопросу повестки «О реализации статьи 363 Таможенного кодекса ЕАЭС и инициативе по формированию коллегиального органа при Консультативном комитете по таможенному регулированию ЕЭК, он отметил, что статья 363 ТК ЕАЭС «Взаимоотношения таможенных органов с лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями» носит рамочный характер и в настоящее время национальная практика вышла за рамки данной статьи. «Появились национальные фонды взаимодействия, консультативные органы, начали формироваться либеральные методы таможенного администрирования, презумпция добросовестности в сфере таможенного дела стала составной частью таможенного права, – подчеркнул Вадим Мацкевич. – Но при этом в ЕАЭС отсутствует единообразное содержание и практика форм взаимодействия, то есть отсутствует регулирование на общем рынке Союза. Презумпция добросовестности в сфере таможенного дела не утверждена на уровне ЕАЭС, в то время как на национальном уровне она присутствует, особенно в налоговой сфере». Отсутствие в праве ЕАЭС утвержденных форм взаимодействия таможенных органов с заинтересованными лицами фактически является ограничительной мерой при формировании и реализации на основе саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела. Именно поэтому, по словам спикера, сегодня так важны инициативы по подтверждению добросовестности в таможенное регулирование, унификация на союзном уровне форм взаимодействия таможенных органов с заинтересованными лицами, а также создание консультативных органов при профильном Комитете Евразийской экономической комиссии.

В форуме принял участие первый заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Владимир Орловский, который в своем вступительном слове поблагодарил РСУТО за создание еще одной площадки для конструктивного, открытого и живого диалога всех участников таможенных правоотношений. «Площадка форума предоставляет субъектам хозяйствования и всем, кто связан с таможенной тематикой, возможность высказать свои предложения, где-то покритиковать действующий порядок, это нормально, без этого нет движения вперед. И безусловно, форум способствует выработке новых идей в сфере таможенного дела. Особенно важно, что участие в дискуссии поддержано представителями и частного и государственного сектора стран Союза. Особенно приятно, что на форуме присутствуют представители ЕЭК и таможенных органов Казахстана и РФ», – подчеркнул Владимир Орловский.

Открыть обсуждение первого вопроса повестки Вадим Мацкевич попросил Леонида Лозбенко, председателя Общественного совета при ФТС России, учитывая его богатый международный опыт. Леонид Лозбенко обратил внимание, что сегодня взаимодействие делового сообщества и таможенных органов в соответствии с законодательством происходит в рамках национальных структур. Например, в РФ существует достаточное количество площадок, где бизнес и таможня ведут диалог, в частности, есть Консультативный комитет «Большой четверки» (РСПП, ТПП России, «Деловая Россия» и «Опора России»), при Федеральной таможенной службе активно работают Общественный совет и Экспертно-консультативный совет. Наиболее эффективным инструментом взаимодействия в формате Общественного совета является Хартия добросовестного участника ВЭД, которая в настоящее время насчитывает уже более 3,5 тысяч членов и подписана 251 бизнес-объединением. Российским опытом заинтересовались в других странах и в одном из номеров журнала WCO news Всемирной таможенной организации была опубликована большая статья, рассказывающая о Хартии. «Что касается переноса порядка взаимодействия на наднациональный уровень, то, поскольку мы работаем в рамках Союза, я считаю, время пришло подумать о такой возможности, может быть, не по всем аспектам, но готовить эту площадку уже стоит. Мы эти вопросы планируем обсудить на заседании ʺБольшой четверкиʺ», – сказал в заключение Леонид Лозбенко.

О юридической стороне обсуждаемой темы участников встречи проинформировала Марина Искоскова, начальник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии. «Статья 363 ТК ЕАЭС находится в разделе ʺТаможенные органыʺ, и если мы обратимся к глоссарию (статья 2), то увидим, что имеются в виду таможенные органы стран Союза. Таким образом, статья 363 юридически неприменима сейчас в вопросах взаимодействия ЕЭК и представителей бизнес-сообщества», – пояснила Марина Искоскова. При этом она напомнила, что при Консультативном комитете ЕЭК по таможенному регулированию существует большое количество рабочих групп, в каждой из которых участвуют представители бизнеса от всех стран Союза. Говоря о перспективах реализации предложенной инициативы, Марина Искоскова подчеркнула, что Распоряжением Коллегии ЕЭК от 15 сентября № 125 создана рабочая группа по совершенствованию таможенного регулирования в ЕАЭС, в состав которой вошли представители всех государств-членов как от госорганов, так и от бизнес-сообщества. Первый пакет поправок в ТК ЕАЭС уже сформирован и в начале сентября разослан в страны для изучения, но работа только начата, поэтому, если по итогам данного форума будут выработаны предложения по изменению каких-то норм, они могут быть представлены в Комиссию для обсуждения и принятия решения о внесении соответствующих изменений в законодательство Союза.

Затем своим опытом взаимодействия с таможенными службами поделились представители национальных объединений. Геннадий Шестаков, председатель Совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров (представителей), рассказал о совместной работе с Комитетом государственных доходов Министерства финансов
Республики Казахстан в создании системы категорирования участников таможенной сферы. «В прошлом году мы проводили рейтинговую оценку субъектов для целей СУР, которая была положительно воспринята таможенниками. Надеемся, что в ближайшее время Комитет подготовит определенные параметры, на основе которых мы будем вместе разрабатывать критерии для совместного рейтинга категорирования», – резюмировал Геннадий Шестаков. Он также затронул ряд аспектов второго вопроса повестки – перспектив формирования профессиональной деятельности в сфере таможенного дела в ЕАЭС (таможенный аудит, таможенное консультирование, таможенный мониторинг). По его словам, для таможенных представителей эти формы представляют безусловный интерес, законопослушный бизнес хочет только прозрачных взаимоотношений, вывода серых схем с рынка. «Чтобы остаться на этом рынке, мы хотели бы внедрить на законодательном уровне такие формы, как таможенный аудит и таможенное консультирование. Сейчас совместно с Комитетом отрабатываем план, будет создана дорожная карта, и, надеюсь, в следующем году будут уже осуществлять функции таможенного аудита и таможенного консультирования, а также функция регулирования рынка таможенных представителей как саморегулируемая организация», – сказал Геннадий Шестаков.

Что касается последней функции, практически она является попыткой на национальном уровне восполнить еще один пробел в таможенном праве Союза. В ТК ЕАЭС отсутствует развитие Стандарта 6.8 и положений главы 8 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, предусматривающих внедрение саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела. Казахстан сегодня наиболее продвинулся в этом вопросе: законодательством предусмотрено как добровольное, так и обязательное саморегулирование, под которое подпадают все компании, являющиеся таможенными представителями. В России первой организацией в области таможенного дела, получившей статус саморегулируемой, стала Ассоциация «Национальное объединение таможенных представителей». Евгений Кошкаров, председатель Совета СРО «НОТП», заметил, что, к сожалению, в РФ саморегулирование в таможенной сфере предусмотрено только на добровольной основе, и опыт Казахстана, избравшего формат обязательного саморегулирования, является шагом вперед и заслуживает изучения. В Белоруссии внедрение саморегулирования также активно идет. Об этом рассказала Людмила Добрынина, председатель Аудиторской палаты РБ – саморегулируемой некоммерческой организации, объединяющей профессионалов в области аудита, которая начала работу с декабря 2019 года.

Темой следующего доклада стал институт таможенного аудита. По словам Вадима Мацкевича, у нас активно развивалась предпринимательская деятельность в сфере таможенного дела, а теперь встал вопрос о профессиональной деятельности, которая направлена на обслуживание предпринимательской. «Как раз к профессиональной деятельности относятся таможенный аудит, таможенное консультирование, таможенный мониторинг, позволяющие повысить эффективность таможенного контроля», – отметил Вадим Мацкевич. Владислав Кореневский, генеральный директор Ассоциации таможенных аудиторов и консультантов, ознакомил участников форума с инициативной разработкой российского бизнеса – автоматизированной программой КПС «Таможенный аудит». Он привлек внимание аудитории к тому факту, что хотя РФ, присоединившись к Киотской конвенции, взяла на себя обязательство применять все ее положения, однако до сих пор не имплементировала в свое законодательство Стандарт 6.6, предусматривающий включение в систему таможенного контроля методы аудита. То же относится к праву Союза: положения Стандарта 6.6 не прописаны в ТК ЕАЭС. «Может быть, время пришло начать исполнение этого Стандарта? – задал риторический вопрос Владислав Кореневский. – Мне кажется, таможенный аудит – это портал в наше будущее, поскольку речь идет о переносе контроля с границы на склад импортера. Это самая эффективная форма таможенного контроля, которая одновременно позволяет содействовать развитию внешней торговли». Рассказывая о КПС «Таможенный аудит», он пояснил, что один из его модулей позволяет сравнивать данные, заявленные в таможенной декларации, со сведениями из бухгалтерского учета (что является сутью таможенной проверки), и этот процесс стал автоматизированным. Немаловажно, что при этом решаются также задачи прослеживаемости товаров и доступа к системе учета уполномоченного экономического оператора. Сейчас у операторов с этим есть проблемы, поскольку различаются требования таможни и возможности систем учета участников ВЭД. КПС «Таможенный аудит» позволяет в бухгалтерской базе выделить необходимые показатели системы учета, провести их проверку и передать в таможенный орган готовый результат. 

Подводя итоги обсуждению первых двух вопросов повестки, Геннадий Даниленко, начальник главного управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, согласившись с выступавшими коллегами в том, что предлагаемые новации, безусловно, правильное направление развития таможенного регулирования, акцентировал внимание на том, что Киотская конвенция не говорит об исключении в каких-то случаях контроля. «Мы должны замещать контроль при выпуске товара контролем либо до выпуска, либо после выпуска. Именно в этом замещении таможенным службам окажут помощь саморегулирование и таможенный аудит, который может, в частности, применяться для последующего категорирования участников таможенного рынка», – отметил Геннадий Даниленко. В связи с этим он предложил систему категорирования субъектов, разработанную таможенными представителями Казахстана и принятую казахстанскими таможенниками, рассмотреть на площадке ЕЭК с выработкой общих рамочных стандартов для использования всеми странами Союза.

Предваряя доклад по третьему вопросу повестки – о перспективах международного сотрудничества в формате ЕАЭС, Вадим Мацкевич сказал, что следует стремиться к использованию опыта не только стран – членов Союза, но и других интеграционных объединений, которых сегодня в мире 17, для чего необходимо расширять сотрудничество с профильными ассоциациями. Об успешном примере такого сотрудничества рассказала Ольга Алексеева, представитель Ассоциации «Некоммерческое партнерство Профессиональных таможенных операторов». Она проинформировала, что в 2015 году НП ПТО вступила в международную Конфедерацию таможенных представителей и таможенных брокеров (CONFIAD), объединяющую национальные ассоциации профессионалов таможенного рынка. Членами CONFIAD являются европейские страны  Италия, Франция, Португалия, Испания, Греция, Кипр, Польша, Литва, а также РФ, РБ и Украина. «Эта площадка позволяет не только обмениваться опытом, но и обсуждать правоприменительную практику. При этом проблемы, поднятые бизнесом, от лица CONFIAD транслируются в руководящие органы ЕС, которые на них оперативно реагируют. У наших европейских коллег есть огромный интерес к ЕАЭС, в связи с чем мы, в частности, проводили презентации по Таможенному кодексу Союза, институту УЭО, так что наш позитивный опыт будет, думаю, интересен другим ассоциациям», – подчеркнула Ольга Алексеева. В заключение модератор предложил участникам форума подумать о перспективах формирования международной некоммерческой организации «Конфедерация организаций таможенного сотрудничества ЕАЭС».

Взяв в заключение слово, Л.А. Лозбенко резюмировал: «Существует общее правило -  успешной будет только та таможня или тот Союз, в котором обеспечивается единообразное применение правил на всей таможенной территории». Он также обратил внимание на то, что предложения бизнеса, в том числе и прозвучавшие на сегодняшнем мероприятии, не должны обгонять модернизацию таможенных органов, национальные таможенные службы должны быть к ним готовы на 100%.  Но уже сейчас можно говорить об этапности такой работы. Цель которой, он убежден, будет достигнута.