hartiya 1140

Курс на упрощение

16 июня в режиме видео-трансляции прошло совместное заседание Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности  и Совета ТПП России по таможенной политике, посвященное актуальным проблемам экспортного контроля.

Модераторами совместного заседания выступили Георгий Петров, председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ, заместитель председателя Общественного совета при ФТС России и Андрей Спартак, председатель Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности. Открывая обсуждение, Андрей Спартак отметил, что ситуация с несырьевым экспортом сегодня тревожная: его объем несколько снизился уже в прошлом году, а по итогам этого года падение будет более существенным, по оценкам, на 5-7% по сравнению с уровнем 2019 года. «Поэтому надо еще раз проанализировать регулирование этой области, чтобы найти решения, которые сделают необременительными процедуры экспортного контроля, – сказал Андрей Спартак. – Тем более что эпидемия коронавируса простимулировала распространение цифровых технологий, у России появляются новые ниши на этом рынке, и важно обеспечить комфортные условия для наших специалистов по предоставлению цифровых услуг, в том числе в экспортной сфере». 

Константин Толстых, заместитель начальника Управления экспортного контроля Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, рассказал, как сегодня предпринимателю получить разрешение на экспорт своей продукции, если она включена в списки контролируемых товаров, или подтверждение, что его продукция не относится к товарам двойного назначения. Он напомнил, что таможне не обязательно предъявлять лицензию Комиссии РФ по экспортному контролю – идентификационное заключение о том, что декларируемый товар не относится к объектам экспортного контроля может быть подготовлено тремя способами. В первую очередь -  обращение во ФСТЭК. Преимущества этого способа очевидны: бесплатно, обращения в настоящее время принимаются в электронном виде и в таком же формате заказчику поступает заключение, подписанное электронной подписью. Кроме того, эта информация передается в базу данных Федеральной таможенной службы. Правда, не всегда предпринимателей устраивают сроки рассмотрения обращения: обычно они составляют 15 дней, но в случаях, когда требуется взаимодействие ФСТЭК с иными госорганами, ФОИВы имеют право продлить срок на месяц. Также в последние годы появилось новое требование, которое может предъявляться: показать цель, место использования и гарантии, что товар не попадет в руки определенных структур. Это требует взаимодействия с зарубежным партнером, что также увеличивает сроки. Но несмотря на эти недостатки чаще всего используется именно этот способ -  обращение во ФСТЭК. По словам Константина Толстых, управление чрезмерно загружено обращениями, причем до 20% из них поступает, как выразился спикер, «с дремучими нормами» – ссылками на акты 10-летней давности, то есть сотрудники компаний не знают нормативных документов в сфере экспортного контроля, что увеличивает сроки рассмотрения обращений. Еще докладчик обратил внимание на то, что большое количество обращений, как объясняют сами участники ВЭД, подаются «на всякий случай, вдруг таможня потребует». В связи с этим Константин Толстых напомнил, что участникам внешнеэкономической деятельности законом предоставлено право самостоятельно оформлять результаты идентификации контролируемых товаров (форма идентификационного заключения и правила его заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 565 «О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения»). И это второй вариант идентификационного заключения о том, что декларируемый товар не относится к объектам экспортного контроля.  Если же предприниматель не хочет сам этим заниматься, он может доверить эту процедуру профессионалам – на сайте ФСТЭК указаны контакты соответствующих организаций (реестр организаций, получивших разрешение на проведение независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, размещен также на сайте ФТС России) – третий способ. В заключение спикер сообщил, что сейчас готовится новая версия перечня товаров, в отношении которых при их перемещении за пределы Российской Федерации не применяются запреты и ограничения в области экспортного контроля, и в него будет включена продукция, на которую получено классификационное решение. Это станет хорошим подспорьем и таможне, и участникам ВЭД, подчеркнул Константин Толстых, отметив, что предприниматели редко обращаются за получением генеральной лицензии, которая позволила бы включить их продукцию в данный перечень и навсегда избавить от проблем. Впрочем, в новой редакции постановления Правительства РФ № 565, которая сейчас готовится ФСТЭК, появится норма, позволяющая делать многократные идентификационное заключения. 

Сергей Шкляев, начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России, в своем выступлении сделал акцент на автоматизации таможенных операций в отношении товаров, подпадающих под экспортный контроль. Он подчеркнул, что сегодня в перечнях указываются коды ТН ВЭД на уровне 4-6, максимум 9 знаков и под них попадают товары довольно широкого круга, в то время как экспортному контролю подлежит ограниченное количество продукции с конкретными характеристиками (физическими, химическими и т.д.), поэтому таможне требуется дополнительное изучение документов, на основании которых заполнена декларация. «Чтобы обеспечить автоматизацию таможенного оформления и как конечной цели – автовыпуска таких товаров мы с коллегами из ФСТЭК стремимся детализировать на уровне 10 знаков коды ТН ВЭД контрольных списков, – отметил Сергей Шкляев. – Также за последний год ФТС России создала несколько справочников в помощь участникам ВЭД». Справочник «Коды ТН ВЭД ЕАЭС товаров, содержащихся в списках товаров и технологий двойного назначения, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» содержит актуальные коды товаров и постоянно обновляется. Любой предприниматель может зайти на сайт ФТС России и по коду проверить, контролируется ли та категория товаров, которые он намеревается переместить (раздел «Для участников внешнеэкономической деятельности»/«Запреты и ограничения/ Экспортный контроль и военно-техническое сотрудничество/ Идентификация товаров для целей экспортного контроля, в том числе продукции военного назначения/ Информация ФТС России»). Кроме того, можно проверить свою продукцию по коду или описанию товаров, используя сайт ФТС России или сервис «Личного кабинета участника ВЭД»: в разделе «Разрешительные документы» размещена библиотека практики контроля для товаров двойного назначения. Информация в библиотеке, созданная на основе анализа исторического массива ДТ, позволяет предпринимателю заранее принять решение о необходимости проведения идентификации товара. Наконец, в мае 2019 года был запущен сервис в «Личном кабинете участника ВЭД», который сам подсказывает пользователю по коду ТН ВЭД, подпадает ли его товар под контроль или нет. По словам Сергея Шкляева, эти меры сняли большинство проблем декларантов, но остаются вопросы, связанные с некачественным заполнением ДТ. Он посоветовал участникам ВЭД внимательнее изучать решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2018 года № 2 «О структуре и формате декларации на товары и транзитной декларации». Очень важно давать точное описание товаров в графе 31. Причем эта графа должна быть заполнена в электронном виде со всеми подразделами, куда записываются технические характеристики (марка, модели, артикулы и т.д.). «Что это дает? ФТС ведет работу по автоматизации таможенных операций, которая заключается в том числе в сверке информации, указанной в соответствующих графах декларации, со сведениями, которые мы получаем в электронном виде из ФСТЭК. Если при сверке выявляются расхождения, программа отправляет эту ДТ инспектору, то есть в ручной режим, и в рамках системы управления рисками запрашиваются дополнительные документы и сведения. Чтобы этого избежать, нужна полная детальная информация при заполнении граф ДТ», – пояснил Сергей Шкляев. Он привел пример: после проведения разъяснительной работы с рядом крупных компаний за счет правильного заполнения ДТ число ошибок снизилось на 50-85%, что во многих случаях позволило обеспечить автовыпуск. Еще одно преимущество детального описания: ФТС России совместно с ФСТЭК формирует справочник исключений, то есть перечень товаров, в отношении которых не применяются ограничения на основе их детального описания, и на сегодня уже более 260 позиций ТН ВЭД на уровне 10 знаков попали в исключения. 

Затем участвующие в заседании представители региональных торгово-промышленных палат поделились возникающими на практике проблемами, которые докладчики подробно прокомментировали и ответили на вопросы слушателей. Так, Галина Баландина, научный сотрудник Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, отметив, что в области экспортного контроля произошли важные изменения, по итогам которых работа участников ВЭД в этой части существенно упростилась, попросила уточнить: принимает ли таможня идентификационные заключения от любого участника ВЭД, в том числе не относящегося к категории низкого уровня риска или имеющего статус МСП? Сергей Шкляев ответил, что участник ВЭД имеет право самостоятельно подготовить заключение, но должен сделать это по форме, установленной постановлением Правительства РФ № 565. Если заключение сделано по форме, таможенный орган его обязательно примет. Впрочем, есть оговорка: этот вид заключения приходит от участника ВЭД, а не от ФСТЭК, и уже ФТС России передает декларацию с такими заключениями ФСТЭК для анализа и перепроверки соблюдения всех требований. «Мы же говорим о добросовестных участниках ВЭД, но ведь есть и недобросовестные, – пояснил Сергей Шкляев. – И для выявления лиц, которые делают такие заключения, чтобы уйти от контроля, мы и передаем информацию во ФСТЭК, чтобы коллеги выявляли критичные ситуации, информировали о них ФТС, чтобы затем таможне работать точечно с этими участниками ВЭД».

Подводя итоги обсуждению, Константин Толстых отметил, что в выступлениях из регионов прозвучало хорошее предложение привлекать бизнес к формированию списков подконтрольной продукции. Он пригласил предпринимателей уже сейчас присылать свои предложения, поскольку в ближайшие месяцы ФСТЭК приступит к изменению большого количества нормативных документов. Например, готовится новая редакция Указа Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль», и ФСТЭК готов принимать предложения по разделу 4 («Товары и технологии, вывоз которых с территории Российской Федерации контролируется по соображениям национальной безопасности») и разделу 5 («Товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации контролируется по соображениям национальной безопасности». Участвующий в заседании Владимир Падалко, вице-президент ТПП России, со своей стороны напомнил, что он представляет деловые круги в Комиссии РФ по экспортному контролю, и также призвал предпринимателей обращаться с вопросами с тем, чтобы требующие решения проблемы были вынесены на обсуждении Комиссии с целью создания наилучшего режима работы для российских участников ВЭД.