hartiya 1140

Необходимы улучшения

24 апреля Оргкомитет Форума уполномоченных экономических операторов провел онлайн-дискуссию, посвященную актуальным проблемам института УЭО, при участии сотрудников ФТС России и ЕЭК. 

Модераторами вебинара, посвященного обсуждению наиболее острых проблем института уполномоченного экономического оператора (УЭО), выступили сопредседатели Оргкомитета Форума УЭО и члены Рабочей группы ЕЭК по развитию института УЭО Дмитрий Майоров и Галина Донцова, информационным партнером – Ассоциация Некоммерческое партнерство профессиональных таможенных операторов, основными докладчиками – представители Федеральной таможенной службы РФ и Евразийской экономической комиссии.

Общую ситуацию с институтом УЭО в новом формате, то есть по нормам Таможенного кодекса ЕАЭС, обрисовал Александр Ступников, начальник отдела переработки и завершающих таможенных режимов Главного управления таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России. Он сообщил, что на сегодня в реестр УЭО включены более 130 компаний и еще 30 заявлений находятся на рассмотрении. Говоря о приоритетах на перспективу, спикер назвал наиболее важной задачей осуществление взаимного признания статуса УЭО с иностранными государствами. В настоящее время ФТС России прорабатывает этот вопрос с Китаем, Южной Кореей и Турцией. Проект двустороннего протокола между ФТС России и Главным таможенным управлением КНР находится уже на стадии согласования, поэтому о нем докладчик рассказал подробнее. С российской стороны статус взаимного признания получат УЭО, имеющие свидетельство третьего типа, с китайской – аналогичные компании, которые у них называются организации наивысшего уровня доверия. По словам Александра Ступникова, взаимное признание предполагает, если поставка осуществляется между организациями, участвующими в таком признании, к ним применяется минимальный уровень контроля. Среди возможных упрощений максимальная доля автовыпуска, минимальная доля досмотров, которые проводятся непосредственно на складе получателя (они заменяются в максимально возможной степени досмотрами на ИДК, которых также проводится гораздо меньше, чем в отношении обычных поставок). Конкретный перечень специальных упрощений сейчас согласовывается с КНР. «Еще одна важная задача – увеличение преимуществ для операторов, – отметил Александр Ступников. – Наиболее востребовано сегодня разрешение осуществлять маркировку на площадках УЭО. Мы получаем много обращений по этому вопросу и прорабатываем такую возможность с Минпромторгом, так как это находится в его компетенции. В случае поддержки данной инициативы ФТС России подготовит необходимые акты для реализации этой возможности». Также Федеральная таможенная служба изучает возможность предоставить УЭО упрощение при идентификации товара при переработке на таможенной территории. Поскольку операторы предоставляют доступ таможенным органам к своей системе учета, прорабатывается возможность применения в качестве одного из способов идентификации товара использование «витрины данных». По словам спикера, в ближайшие месяц-два будет выпущен приказ о проведении соответствующего эксперимента, который начнется, вероятно, уже в этом году. 

Анастасия Вяткина, начальник отдела развития технологий таможенного контроля после выпуска товаров Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, в своем выступлении остановилась на наиболее болезненной для бизнеса теме – предоставлении таможенным органам доступа к системе учета товаров. Докладчица напомнила, что сегодня предоставление удаленного доступа к системам учета товаров УЭО реализуется несколькими способами: посредством прямой связи (либо посредством подключения к веб-странице, либо с использованием программ удаленного подключения к бухгалтерским системам УЭО); с применением АПС «Личный кабинет»; через информационного оператора; с применением АПС «Электронное представление сведений». Последний вариант реализуется в тестовом режиме в рамках эксперимента (в соответствии с распоряжением ФТС России от 7 мая 2019 года № 81-р «О проведении тестирования информационных систем таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности»). Что касается эксперимента, на сегодня из десяти его добровольных участников, только три компании сформировали оговоренные в распоряжении № 81-р данные и передали их в систему информационного взаимодействия. Поэтому эксперимент продлен до 30 июня.  Ожидается присоединение к нему еще ряда компаний, среди которых есть и информационные операторы. 

О дальнейших шагах по регулированию института УЭО на наднациональном уровне рассказал Вадим Козаев, начальник отдела анализа рисков и постконтроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, заместитель руководителя Рабочей группы ЕЭК по развитию института уполномоченного экономического оператора. Он напомнил, что основная нормативно-правовая база в отношении института УЭО сформирована и действует, поэтому ЕЭК начала работу над решениями, которые не вошли в перечень первоочередных, но в которых назрела необходимость. В настоящее время проводятся технические мероприятия для реализации общего процесса «Общий реестр уполномоченных экономических операторов», который даст возможность таможенным органам каждой страны ЕАЭС видеть операторов других стран-членов почти в режиме реального времени. Когда этот процесс заработает, УЭО смогут пользоваться упрощениями на всей территории Союза независимо от места регистрации (конечно, с ограничениями из-за принципа резидентства). Также Комиссия приступила к разработке Типовых требований к системе учета товаров УЭО. Конкретные требования к системам учета операторов определены в национальном законодательстве с учетом заложенного в Таможенном кодексе принципа, поэтому ЕЭК определит некий ориентир для стран Союза. Типовые требования предусматривают определение объекта учета, состава сведений, которые должны формироваться в системе учета в автоматическом либо полуавтоматическом режиме, к которым должен иметь доступ таможенный орган, источники таких сведений, а также способов, с помощью которых таможенный орган может получить удаленный доступ к указанным сведениям. Объектами учета являются товары, ввозимые на таможенную территорию и вывозимые с таможенной территории Союза и помещаемые под таможенную процедуру. Пока проектом предусмотрено, что ввозимые товары становятся объектами учета с момента их принятия к бухгалтерскому учету и до убытия из бухгалтерского учета, в том числе в связи с отпуском в производство. Однако этот вопрос окончательно не решен, поскольку, как сообщил Вадим Козаев, об этом было много споров и предлагались разные варианты (например, сведения о товарах отражать в системе учета с момента помещения на временное хранение, или с момента таможенного транзита, или с момента перехода права владения товарами). В отношении начала учета вывозимых товаров также пока нет единого мнения, бизнес высказывал сомнения даже в необходимости такого учета, поскольку товары к этому времени не имеют статуса иностранных (то есть являются товарами Союза). Первая редакция Типовых требований была направлена сторонам в конце прошлого года, первое заседание Рабочей группы по развитию института УЭО по этому вопросу состоялось в начале этого года, и дискуссия продолжается. Кроме того, ЕЭК готовит проект решения о порядке проведения проверки документов и сведений при использовании выпуска до подачи ДТ при подаче итоговой декларации. Обсуждение здесь также идет сложно: все страны-члены кроме России поддерживают вариант, что отметки таможенного органа на итоговой ДТ ставятся до проведения проверочных мероприятий, РФ настаивает, что соответствующие отметки проставляются только по завершении проверки. Вадим Козаев не исключил, что этот вопрос придется выносить на Группу высокого уровня. Наконец, еще один проект решения, готовящийся ЕЭК, касается требований к механическим пломбам, которые дают возможность УЭО применять их в качестве средств идентификации. Этот документ находится в высокой степени готовности и в ближайшее время будет рассмотрен Комиссией. 

После выступлений представителей регуляторов Дмитрий Майоров ознакомил участников с презентацией, в которой специальные упрощения для УЭО оцениваются с точки зрения их практического применения на сегодняшний день. Самые эффективные и востребованные упрощения связаны с минимальным количеством таможенных досмотров товаров, декларируемых операторами, а также с возможностями использовать свои площадки для завершения таможенного транзита и других операций. Востребованной и корректно работающей также является норма кодекса, позволяющая УЭО в ряде случаев не предоставлять обеспечение. Правда, иногда возникают проблемы в пограничных таможнях при помещении товаров УЭО под таможенный транзит без обеспечения, когда местом доставки является площадка оператора, но здесь, по мнению спикера, нужно просто поработать над единообразием правоприменительной практики. Ситуация с выпуском до подачи ДТ после разрешения объединять в итоговой декларации сведения о выпущенных в разные дни товарах улучшилась, но необходимо проработать вопрос о более удобном механизме исправления ошибок. Сейчас если при выпуске до подачи ДТ была допущена ошибка и оператор ее самостоятельно выявил, он должен подать итоговую декларацию, повторив в ней ту же ошибку, и одновременно сформировать корректировку этой декларации. «Нужно подумать о механизме, позволяющем не повторять ошибочные сведения в ДТ и исправлять ошибки безотлагательно, не дожидаясь момента, когда подается итоговая декларация», – считает Дмитрий Майоров. Следующая группа упрощений, связанная со средствами идентификации, эффективна лишь в теории, но нет сведений, чтобы такие упрощения применялись на практике. Операторы ждут завершения работы ЕЭК над Типовыми требованиями к средствам идентификации УЭО, хотя при этом выражают опасения, что результат будет похож на эксперименты с пломбами ГЛОНАСС (в России стоимость таких пломб настолько велика, что они не востребованы). Завершая свое выступление, Дмитрий Майоров озвучил ряд предложений по улучшению работы института УЭО. Первая идея, реализация которой, по мнению докладчика, позволила бы значительно увеличить число компаний, желающих получить статус УЭО, – это разрешение маркировать товары на площадках оператора. Среди других инициатив – автовыпуск для УЭО на более мягких условиях по сравнению с остальными участниками ВЭД; автовыпуск по заявлениям о выпуске до подачи ДТ; предоставление УЭО – таможенным представителям статуса компаний низкого уровня риска по декларациям клиентов (дополнение критерия оценки низкого риска не только по контрактодержателю, но и по графе 54), а также распространение на них упрощения, позволяющего декларировать товары в любом таможенном органе. Еще одна большая проблема, которая существует много лет, – административная ответственность за минимальный фактический перевес груза по сравнению с заявленным в транзитной декларации. Предлагается освобождать УЭО от административной ответственности в подобных случаях. Наконец, нужны какие-то решения по упрощению, которое сегодня практически не работает, – это первоочередной порядок таможенных операций для УЭО. Комментируя высказанные инициативы, Александр Ступников отметил, что многие из предложенных мер ФТС России уже прорабатываются и будут реализованы. Что же касается первоочередного порядка совершения операций в отношении товаров УЭО, он реализуется в рамках возможного, а для его более эффективного применения ФТС России планирует доработку программных средств таким образом, чтобы у инспектора не было возможности отложить декларацию УЭО, выбрав для первоочередной обработки ДТ иного участника ВЭД.

Затем докладчики ответили на вопросы слушателей. Ряд из них касался получения статуса УЭО компанией – таможенным представителем. В частности, интересовала ситуация, когда компания – претендент на включение в реестр УЭО является одновременно и участником ВЭД (декларирует товары самостоятельно), и таможенным представителем. Анастасия Вяткина отметила, что в этом случае при заполнении заявления указывается количество ДТ и стоимость товаров, которые компания задекларировала от своего имени, и количество ДТ, которые она подала как таможенный представитель. Также она пояснила, к каким сведениям в своей системе учета должен предоставлять доступ УЭО – таможенный представитель: «Таможенный представитель осуществляет услуги, соответственно, есть сопроводительные документы по реализации этих услуг, например, в виде акта приема-сдачи выполненных работ. Эта информация как раз и формирует систему реализации услуг у такого участника. Состав сведений оговорен распоряжением ФТС России № 81-р». Отвечая на вопрос, повлияет ли на сроки получения свидетельства УЭО приостановление выездных таможенных проверок в связи с коронавирусом, Анастасия Вяткина сообщила, что проверки, связанные с включением в реестр УЭО, не приостановлены, они по-прежнему проводятся в соответствии с таможенным законодательством. Также представителям ФТС России был задан вопрос, планируется ли продлить срок подачи отчетности УЭО в связи с текущей ситуацией?  Был дан ответ: срок представления отчетности с 30 апреля был перенесен на 6 мая и распоряжения о его дальнейшем приостановлении в таможенную службу не поступало. Один из слушателей просил разъяснить: если оператор не пользовался упрощениями за отчетный период, он должен сдавать нулевую отчетность? На это последовал ответ, что такого понятия, как нулевая отчетность, сейчас нет, но уведомление о том, что специальные упрощения при совершении таможенных операций УЭО не использовались, представлять необходимо. Сделать это можно чрез «Личный кабинет» на сайте ФТС: в разделе «Общее» есть соответствующая опция. Анастасия Вяткина напомнила, что все условия представления отчетности УЭО подробно описаны в приказе ФТС России от 20 декабря 2018 года № 2077 «Об утверждении форм отчетов, порядка заполнения форм отчетов, представления отчетности, способов и сроков представления отчетности уполномоченными экономическими операторами». 

Подводя итоги онлайн-дискуссии, модераторы сообщили, что ее результаты после проработки лягут в основу пакета инициатив для обсуждения участниками 6-го Форума УЭО, который состоится в третьем квартале этого года. На основе этого пакета планируется подготовить дорожную карту по повышению эффективности упрощений для уполномоченных экономических операторов.