hartiya 1140

ФТС России рекомендует вступать в ряды уполномоченных экономических операторов

20 апреля Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Унификация подходов к проведению категорирования участников ВЭД и сохранение условий деятельности в связи с отменой отраслевой формы категорирования».

Вебинар, посвященный изменениям в методике категорирования компаний, занимающихся внешнеторговой деятельностью, провели Дмитрий Дашко, специалист отдела категорирования участников ВЭД Управления контроля таможенных рисков ФТС России, и Александр Ступников, начальник отдела переработки и завершающих таможенных режимов Главного управления таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России.

Вначале спикеры представили обстоятельный доклад, в котором разъяснили суть готовящихся изменений. В настоящее время категорирование участников ВЭД осуществляется в двух формах: автоматизированной и отраслевой. В рамках автоматизированного категорирования проводится анализ информации о деятельности всех участников ВЭД независимо от вида деятельности и категории перемещаемых товаров (на сегодня к категории низкого уровня риска отнесено 10686 компаний). В рамках отраслевого категорирования предусмотрено проведение анализа в отношении промышленных предприятий, автопроизводителей, импортеров рыбной и мясной продукции, а также экспортеров собственной продукции (на сегодня к категории низкого уровня риска отнесены 373 организации). В соответствии со статьей 316 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Минфином при участии представителей бизнес-сообщества был разработан новый порядок проведения автоматизированного категорирования лиц, совершающих таможенные операции. Вступление в силу нового порядка ожидается в третьей декаде мая текущего года после чего правовые акты ФТС России, регламентирующие проведение категорирования участников ВЭД, в том числе акты по отраслевому категорированию и все связанные с ними распоряжения об определении уровня риска участников ВЭД, подлежат отмене. Для сохранения условий деятельности лицам, отнесенным к категории низкого уровня риска в рамках отраслевого категорирования, рекомендуется предпринять действия, направленные на включение в реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО). Почему специалисты ФТС России рекомендуют это сделать? Согласно пункту 3 статьи 430 Таможенного кодекса ЕАЭС лицо, получившее статус уполномоченного экономического оператора, относится к категории низкого уровня риска с даты вступления в силу свидетельства о включении в реестр УЭО. «Таким образом, организации, включенные в реестр УЭО, независимо от вида свидетельства относятся к категории низкого уровня риска. Прямой нормой кодекса и в отношении таких лиц применяется точно такой же дифференцированный подход применения мер таможенного контроля, как и в отношении участников ВЭД, отнесенных к категории низкого уровня риска в рамках автоматизированного категорирования, – подчеркнул Дмитрий Дашко. – Может возникнуть вопрос: зачем предпринимать действия по включению в реестр УЭО, если лицо отнесено к категории низкого уровня риска в рамках автоматизированного категорирования? Необходимо отметить, что категорирование по автоматизированной форме ФТС России осуществляется ежеквартально, в отношении участников ВЭД, отнесенных к категории низкого уровня риска, – ежемесячно. И в случае если в деятельности лица будут выявлены факторы, влияющие на изменение категории низкого уровня риска, даже не связанные с негативными тенденциями его деятельности (например, недостаточное количество поданных за анализируемый период деклараций, что является довольно распространенной ситуацией), то участник ВЭД на ближайшие три месяца будет исключен из категории низкого уровня риска. Наличие же статуса УЭО позволит лицу гарантированно оставаться в категории низкого уровня риска».

Следует обратить внимание и на другие преимущества. Уполномоченный экономический оператор вправе пользоваться специальными упрощениями. Наиболее привлекательны  - совершение в приоритетном порядке таможенных операций при  прибытии товаров на таможенную территорию, убытии товаров с таможенной территории, декларирование и выпуск товаров; выпуск товаров до подачи декларации на товары (распространяется на таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, а также временного ввоза (допуска) без уплаты ввозных таможенных платежей); временное хранение товаров на площадках УЭО; непредоставление обеспечения в случае назначения таможенной экспертизы товаров, а также до окончания проверки таможенных и иных документов и сведений. Что касается обеспечения деятельности УЭО, то в случае нахождения у лица в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении помещений, территорий, открытых площадок, соответствующих требованиям, определенным решением Коллегии ЕЭК от 03.10.2017 № 131, а также при соответствии критерию финансовой устойчивости, определенному решением Коллегии ЕЭК от 15.09.2017 № 65, такое лицо может получить свидетельство УЭО второго типа без предоставления обеспечения. «Таким образом, наличие статуса УЭО помимо права пользоваться специальными упрощениями позволяет сохранить условия, установленные для лиц, отнесенных к категории низкого уровня риска в рамках отраслевого категорирования, и после упразднения данной формы категорирования», – резюмировал Дмитрий Дашко.

 Для убедительности спикеры ознакомили участников вебинара со статистикой по применению контрольных мер. Слушателям сообщили, что в рамках дифференцированного применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, отнесенных к категории низкого уровня риска, в первом квартале 2020 года доля проведенных таможенных досмотров составила около 1%, доля запросов дополнительных документов и сведений – около 1,8%. В отношении товарных партий УЭО, выпускаемых до подачи ДТ, за указанный период доля запросов дополнительных документов и сведений составила 0,6%, доля проведенных таможенных досмотров – 1,9%. Хотя последняя цифра и несколько выше доли досмотров, проведенных при декларировании товаров организаций низкого уровня риска в рамках автоматизированного категорирования, тем не менее количество таких досмотров более чем в два раза меньше, чем у участников ВЭД иных категорий. В отношении участников ВЭД высокого и среднего уровня риска показатели следующие: таможенный досмотр – 10% и 4%, запрос дополнительных документов и сведений – 27% и 9% соответственно. В заключение докладчики напомнили, что ознакомиться с результатами автоматизированного категорирования лиц, подписавших Хартию добросовестных участников ВЭД, можно на официальном сайте ФТС России с использованием сервисов «личного кабинета».

Затем Дмитрий Дашко и Александр Ступников ответили на вопросы участников вебинара. Прежде всего, слушателей интересовало, когда планируется отмена отраслевого категорирования. Спикеры пояснили, что это произойдет после вступления в силу нового порядка категорирования. Как ожидается, соответствующий приказ Минфина, который сейчас проходит процедуру регистрации в Минюсте, вступит в силу в третьей декаде мая. Один из участников задал вопрос, не рассматривается ли возможность отсрочке отмены «отраслевого категорирования» после вступления в силу нового порядка, учитывая, что срок получения статуса УЭО составляет не менее 120 дней. Александр Ступников уточнил: «Срок получения статуса УЭО составляет не более 120 дней. При этом срок включения в реестр УЭО зависит в первую очередь от сроков проведения выездной таможенной проверки, то есть чем быстрее организация предоставит документы и сведения, запрашиваемые в рамках проверки, тем быстрее она получит статус оператора». Сегодня большинство организаций, отнесенных к низкому уровню риска при отраслевом категорировании, либо уже включены в реестр УЭО, либо проходят процедуру получения данного статуса. Несколько вопросов касались критериев, которые используются в рамках автоматизированного категорирования. Спикеры подтвердили, что критерий по несовпадению страны происхождения и страны отправления (11-й) в новом порядке не предусмотрен. Разъяснения по новому критерию (36-му) будут даны ближайшее время на сайте ФТС России в разделе «Категорирование участников ВЭД». Интересовал вопрос, как влияет на уровень риска участника ВЭД однородность ввозимых и декларируемых товаров? Дмитрий Дашко отметил, что при автоматизированном категорировании предусмотрен критерий «специализация по номенклатуре товаров» (24-й), исчерпывающие комментарии о нем содержатся в вышеназванном разделе на сайте ФТС России. 

 Наиболее острые вопросы были заданы, как и следовало ожидать, о таком условии получения статуса УЭО, как предоставление доступа таможенным органам к системам учета компаний. Александр Ступников пояснил: «ТК ЕАЭС и закон о таможенном регулировании содержат такой критерий, как ведение раздельного учета иностранных товаров и товаров Союза и удаленный доступ к системе учета, то есть необходимо, чтобы учетная политика УЭО предусматривала раздельный учет иностранных товаров и товаров Союза и таможенным органам необходимо предоставить доступ исключительно к сведениям о товарах». Отвечая на вопрос, как быть, если учет товаров ведется в англоязычной системе, Александр Ступников отметил: «С такой ситуацией мы еще не сталкивались. В любом случае бухгалтерский учет должен вестись на русском языке, поскольку вы предоставляете отчетность в налоговые органы на русском языке. Замечу, что статус УЭО уже получили ряд компаний, которые ведут учет с использованием международных программных средств, так что никаких ограничений, препятствующих удаленному доступу таможенных органов к системам учета, нет. При этом способ, которым удаленный доступ предоставляется, выбирает сам претендент на статус УЭО: это может быть непосредственный доступ с возможностью просмотра, или доступ через витрину данных (когда выгружается определенный набор сведений из вашей системы учета и эти данные получает таможенный орган), или доступ через личный кабинет, или иной способ, который удобен компании и позволяет таможенному органу получить необходимые сведения».

Был задан вопрос: почему количество досмотров, проведенных в отношении участников ВЭД с низкой категорией риска (автоматизированное категорирование), отличается от количества досмотров в отношении УЭО, хотя обе эти категории участников ВЭД относятся к низкой категории риска? Представители ФТС России обратили внимание, что необходимо отличать статус УЭО, присвоенный по нормам Таможенного кодекса Таможенного союза и полученный по правилам ТК ЕАЭС. В отношении УЭО, имевших статус по ТК ТС, досмотры проводились в общеустановленном порядке: были случаи, когда организация, имевшая статус УЭО по старому кодексу, относилась к категории среднего или даже высокого уровня риска. Участники вебинара просили уточнить: у кого больше рисков потерять статус – у оператора или у компании низкого риска? Был дан следующий ответ: если организация не допускает грубых правонарушений, то имеет ли она статус УЭО или относится к категории низкого уровня риска в результате автоматизированного категорирования, риска утраты данного статуса у нее не должно быть. Единственное различие: в рамках автоматизированного категорирования участнику ВЭД не известно количество правонарушений, влияющих на утрату низкого уровня риска (данная информация ограниченного распространения), а в отношении УЭО перечень условий присвоения статуса, соответственно перечень правонарушений, которые ведут к лишению статуса, четко определены в законе.  Дополнительно Александр Ступников пояснил, что приостановление или лишение статуса УЭО возможно, если допущено большое число нарушений: «За все семь лет не зафиксировано случаев, чтобы таможня приостанавливала или лишала статуса за единичное нарушение. Лишаются статуса УЭО, у которых число штрафов и правонарушения фиксируются постоянно, носят систематический характер». 

Наконец, последний аспект, затронутый в обсуждении, касался целесообразности получения статуса УЭО таможенными представителями. Сомнения высказывались относительно преимуществ, которые доступны таможенным представителям со статусом УЭО. Спикеры отметили, что уже сегодня есть таможенные представители, включенные в реестр УЭО. Основным преимуществом для них является, как и для всех имеющих статус оператора, первоочередной порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, поскольку таможенный представитель, имеющий статус УЭО, априори относится к низкой категории риска. Также ТК ЕАЭС предусмотрена возможность предоставлять единое обеспечение, то есть не надо вносить отдельно обеспечение при получении статуса УЭО и отдельно в качестве таможенного представителя: вносится наибольшая сумма – при получении свидетельства УЭО первого типа в размере 1 млн евро. Правда, при получении свидетельства УЭО второго типа, которое не предусматривает обеспечения, таможенному представителю обеспечение предоставить придется. Что касается упрощений, то ограничение для таможенного представителя, когда он декларирует товары своего клиента, только одно: выпуск до подачи ДТ можно применять, только если декларантом товаров, контрактодержателем будет являться компания также со статусом УЭО. И еще следует обратить внимание: совершенные правонарушения могут не повлиять на статус компании как таможенного представителя, но могут повлиять на ее статус УЭО, поскольку критерии для уполномоченных экономических операторов жестче.