hartiya 1140

Час эксперта

26 ноября первый заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов провел рабочее совещание с членами экспертной группы Общественного совета при в Федеральной таможенной службе.

Первое мероприятие в новом формате взаимодействия Федеральной таможенной службы с Общественным советом, получивший название «час эксперта», было посвящено рассмотрению трех предложенных экспертной группой ОС вопросов. 

По первому вопросу повестки – «введение понятия «критерий достоверности» как допустимое отклонение результатов таможенного контроля от данных, заявленных в декларации и документах» – выступил с сообщением член экспертной группы ОС Вадим Бушуев. Он отметил, что в современном производстве часто применяются автоматические средства замера и контроля физических параметров: веса, объема, количества, физических размеров и т.д., точность измерений которых имеет бóльшую погрешность, чем измерения, выполняемые в ручном и статическом режиме в ходе таможенного контроля. По этой причине, а также вследствие естественных факторов (усушки-утруски) в отношении таких товаров, как, например, свежие и консервированные овощи и фрукты, результаты весового контроля часто отличаются от сведений, заявленных в документах, на 1-3%. Также бывают небольшие весовые отклонения в таре (коробках, например). Но поскольку по действующему законодательству любое отклонение от заявленного веса приводит к привлечению участника ВЭД к ответственности, в подобных случаях дело об административном правонарушении возбуждается, даже если размер неуплаты таможенных платежей составляет незначительную сумму 200-2000 рублей. Между тем международные акты, включая Киотскую конвенцию, позволяют таможенной администрации установить некий «критерий достоверности»: если отклонение результатов фактического контроля в отношении весовых, объемных и геометрических параметров товара от данных, указанных в декларации, не превышает этот критерий, таможня вправе считать, что результат таможенного контроля подтверждает заявленные данные. Эксперты ОС предлагают ввести это понятие в Кодекс РФ об административных правонарушениях. По итогам дискуссии Руслан Давыдов предложил экспертной группе ОС и сотрудникам Федеральной службы совместно более детально проработать этот вопрос, чтобы обсудить конкретный порог: если расхождение по весу не будет превышать этой величины, таможенный орган может ли принять решение о выпуске товара и рассчитать сумму таможенных платежей на основе данных фактического контроля без наложения взыскания. Леонид Лозбенко, председатель Общественного совета, подал хорошую идею в ходе этой работы ознакомиться с практикой таможенных администраций других стран, посмотреть, как они решают эту проблему.  

Затем участники совещания обсудили возможные новые формы таможенного контроля, основанные на концепции «мягкой силы» (таможенный мониторинг, или добровольная проверка). Суть новшества, которое осветили члены экспертной группы ОС Вильгельмина Шавшина  и Инна Елисанова, заключается в следующем. В условиях постоянно усложняющегося регулирования внешней торговли даже добросовестные участники ВЭД совершают нарушение таможенных правил, не имея на то умысла. В связи с этим предлагается ввести в практику таможенного контроля новый инструмент – таможенный мониторинг. Он представляет собой информирование участника ВЭД о выявленных таможенным органам подозрениях на признаки нарушений, после чего на основании заявления самого участника ВЭД осуществляются проверочные мероприятия в рамках профилактики правонарушений либо участник ВЭД предъявляет результаты самопроверки и предложения по добровольному устранению недостатков. При обнаружении тех или иных несоответствий таможенный орган дает компании рекомендации по их исправлению. Конечно, речь не идет о составе правонарушения, эта мера относится к добросовестным участникам ВЭД, чтобы они из-за мелких недочетов не исключались из категории низкого уровня риска. По мнению Инны Елисановой, такой таможенный мониторинг мог бы осуществляться отделом профилактических проверок Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС. Комментируя это предложение, Валерий Селезнев, начальник названного управления, напомнил, что в действующем законодательстве понятие таможенного мониторинга отсутствует. Однако ФТС России это направление поддерживает, и в Стратегию развития таможенной службы на период до 2030 года заложено развитие таможенного аудита и таможенного мониторинга. Также ФТС России рассматривает вопрос о внесении соответствующих понятий в Таможенный кодекс ЕАЭС по аналогии с налоговым мониторингом, который определен Налоговым кодексом РФ. Но непременным условием такой работы является открытость для проверяющих информационных ресурсов компании. «Мы  должны иметь возможность проверить систему учета компании, как построен ее бизнес, тогда мы сможем подсказать, как исправить недочеты. Именно так строится налоговый мониторинг», – подчеркнул Валерий Селезнев. Руслан Давыдов подтвердил, что ФТС России готова рассмотреть возможность применения таможенного мониторинга в отношении компаний, которые предоставляют таможне доступ к отчетности. Хотя на практике сегодня даже уполномоченные экономические операторы не спешат этого делать, не раскрывают свои ресурсы до конца. «Мы готовы поддержать внесение таких норм в ТК ЕАЭС, – сказал Руслан Давыдов. – Это нужно и бизнесу, и таможне, потому что постконтроль в ТК ЕАЭС плохо прописан, а его совершенствование необходимо в связи с ростом автовыпуска и развитием института УЭО». 

Предложение бизнеса по третьему вопросу повестки – «разработка методических рекомендаций по заполнению отдельных граф декларации на товары» – обозначил Евгений Кошкаров, координатор экспертной группы ОС. Это вопрос, вообще говоря, перезрел. Внедрение информационных технологий привело к росту технических ошибок при заполнении деклараций на товары, что в свою очередь приводит к снижению процента деклараций, проходящих процедуру автоматической регистрации. Предложение простое – бизнес и таможня совместно должны разработать методические рекомендации по заполнению отдельных граф ДТ. «И мы будем рекомендовать использование этих правил подписантам Хартии добросовестных участников ВЭД как шаг по облегчению работы таможенников, поскольку правильно заполненная декларация с соблюдением всех необходимых форматов – та задача, которую таможня ставит перед участником ВЭД», – отметил Евгений Кошкаров. Руслан Давыдов одобрил эту идею и пообещал, что соответствующие подразделения ФТС России на основе и своих данных, и обобщений информационных операторов подготовят анализ типичных ошибок для методических рекомендаций. Дмитрий Жуков, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, добавил, что сегодня также пора подумать об обновлении Решения КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». Ошибки провоцируются в том числе тем, что этот документ сам по себе по структуре сложен, и за 10 лет в него внесена масса изменений, плюс много различий для отдельных стран ЕАЭС. Здесь хотелось бы отметить, что, возможно, более эффективным решением стала бы разработка программы, упрощающей заполнение ДТ (заполнение полей ДТ из справочника, отклик программы на ошибки с запретом отправки и т.д.). Впрочем, как пояснили представители ФТС России, в феврале будет введен новый альбом форматов, где возможность самопроверки предусмотрена.

Подводя итоги встречи, Леонид Лозбенко выразил благодарность руководству и начальникам управлений Федеральной таможенной службы за возможность в неформальном режиме обсудить актуальные вопросы, которые по тем или иным причинам нецелесообразно выносить на заседания ОС. «Очень полезно, когда мы без протокола обсуждаем наболевшие практические вопросы. Час эксперта даст нам возможность подготовить конкретные предложения, представляющие интерес и для таможни, и для бизнеса», – резюмировал Леонид Лозбенко.