hartiya 1140
Doing Business в России

Doing Business в России

Российские бизнесмены решили проверить объективность оценок Всемирного банка и выявить факторы, препятствующие улучшению таможенного администрирования.

Одним из вопросов повестки заседания Общественного совета при Федеральной таможенной службе, которое состоялось 24 сентября, было обсуждение методики, по которой формируются оценки деятельности ФТС России Всемирным банком при составлении рейтинга Doing Business. С информацией на эту тему выступил Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя ФТС России, ответственный секретарь Общественного совета. Он отметил, что задача, поставленная Президентом РФ в майском указе, о вхождении страны в первую двадцатку рейтинга ВБ Doing Business, остается в силе, хотя срок и передвинут с 2020 года на 2024-й. Однако Всемирный банк в своих оценках не учитывает улучшения таможенного администрирования, которого удалось добиться в ходе реформирования системы таможенных органов. Поэтому существенно продвинуться в рейтинге «Doing Business – 2020» России не удалось. В целом РФ заняла 28-е место, поднявшись с 31-го, но по показателю «международная торговля», который включает в себя таможенные и иные административные процедуры, связанные с экспортно-импортными операциями, позиция осталась прежней – 99-е место. По итогам обсуждения члены совета, представляющие бизнес-сообщество, выступили с инициативой проведения своего независимого опроса по методике ВБ с тем, чтобы получить объективную картину. Было принято решение под эгидой «Большой четверки» (РСПП, «Деловая Россия», ТПП России и «Опора России») провести анкетирование участников тех рынков, на основании которых делает выводы Всемирный банк, а также выявить реальные факторы, тормозящие улучшение таможенного администрирования. 

В рамках реализации этой инициативы 26 ноября состоялось совместное заседание Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции и ВЭД, Совета ТПП России по таможенной политике и Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, тема которого была обозначена так – «Место России в Doing Business: возможности роста, негативные факторы и пути их устранения». Андрей Спартак, председатель Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции и ВЭД, представил участникам встречи анализ позиций России в различных международных рейтингах, который свидетельствует о том, что за исключением Всемирного банка остальные рейтинговые агентства изменения к лучшему в РФ видят и учитывают. Поэтому в отношении методики ВБ придется поработать отдельно. «Хотя с международными рейтингами не просто работать, потому что большинство из них опираются не на объективные экономические показатели, а в значительной части – на интервью с участниками исследуемых процессов», – пояснил Андрей Спартак. Павел Исаев, ответственный секретарь Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, добавил: «Когда мы проанализировали методологию Всемирного банка, выяснилось, что заполнить анкету участнику ВЭД достаточно сложно: неясные формулировки вопросов и неточный перевод порой не позволяют даже понять, о чем спрашивают». Он сообщил, что ФТС России в связи с этим провела специальное совещание с экспертами Общественного совета под руководством Руслана Давыдова, в ходе которого разъяснялось, как заполнять анкету Всемирного банка.  

Георгий Петров, председатель Совета ТПП России по таможенной политике,  напомнил, что оценки в рейтинге ВБ формируются на основе расчета временных и финансовых затрат участников ВЭД только по двум городам (Москва и Санкт-Петербург) и только по двум товарным группам – экспорт черных металлов в Италию и импорт автокомпонентов, которые осуществляются большей частью через морской порт Санкт-Петербурга. Поэтому важно иметь точные сведения о том, что сегодня там происходит. На этот вопрос ответил Дмитрий Морозов, председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры Ассоциации морских торговых портов России. По его словам, за те два года, в течение которых Руслан Давыдов занимается темой Doing Business, в морском порту Санкт-Петербурга все процессы настолько отстроены, что этот опыт можно приводить в качестве успешного примера. 

Что касается факторов, препятствующих сокращению издержек участников ВЭД и достижению высоких показателей в рейтинге Doing Business, Павел Исаев высказал мнение, что наиболее существенным из них является отсутствие в стране механизма единого окна. «Реформирование таможенной системы показывает хорошие результаты, хотя и остаются вопросы правоприменения, но мы очень отстаем по внедрению механизма единого окна, – подчеркнул Павел Исаев. – Эта работа идет давно, но без успеха». Хотя Минэкономразвития наконец подготовлен проект Концепции создания, обеспечения функционирования и развития в Российской Федерации механизма единого окна в сфере внешнеэкономической деятельности, когда же состоится утверждение этого проекта, неизвестно. А пока комплексного решения нет, активность в этой сфере начал проявлять Российский экспортный центр. Однако к создаваемому РЭЦ одному окну для экспортеров бизнес относится настороженно, поскольку здесь много неясного. Приглашенные на мероприятие представители РЭЦ – старший вице-президент Олег Енин, директор по информационным технологиям Алексей Михайлик и эксперт Екатерина Барвалина – подробно рассказали, как начинался этот проект (во исполнение майского указа Президента РФ в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт») и что представляет собой одно окно для экспортеров на настоящий момент. Согласно озвученным планам в 2020 году экспортеры смогут с помощью этой цифровой платформы РЭЦ получить консультации, субсидии, найти покупателей, а также пройти таможенное декларирование, получить подтверждение права на применение налоговой ставки 0%, пройти валютный и экспортный контроль. В 2021 году станет доступным получение сертификатов свободной продажи, прохождения товара, на право вывоза наркотических средств, фитосанитарного и ветеринарного сертификатов, также можно будет получить лицензию на экспорт отдельных видов товаров. Кроме того, экспортерам будут доступны кредитно-страховые продукты и аналитика.

Участвующих в заседании экспертов больше всего насторожило намерение РЭЦ каким-то образом включиться в процесс таможенного декларирования. Разгорелся жаркий спор, в котором приняли участие в том числе члены Общественного совета при ФТС России Галина Баландина и Виталий Сурвилло. По словам Галины Баландиной, намерение РЭЦ завести в одно окно таможенное оформление вызывает беспокойство, так как непонятно, как будут при этом регулироваться вопросы ответственности. Особенно удивила фраза Екатерины Барвалиной, что сотрудники РЭЦ будут «валидировать все документы экспортера, проверять по всем системам ФОИВ заявленные в декларации данные, чтобы таможенный орган не вернул ее с указанием, что в ДТ ошибка». «Что такое валидация? – задала вопрос Галина Баландина. – Искажение информации, которую участник ВЭД  подает в таможню? А если система совершит ошибку, кто будет нести ответственность?» Разъяснение Олега Енина о том, что валидация представляет собой проверку, соответствуют ли данные экспортера сведениям в системах соответствующих ФОИВ, экспертов мало успокоила. «Если РЭЦ в сроки не уложится или в случае ошибки, все-таки кто будет отвечает за недостоверность сведений? – поддержал коллегу Виталий Сурвилло. – Работа с ФТС сейчас бизнес устраивает, таможенное декларирование осуществляется в электронном виде, бумаги нет. И вдруг появляется посредник. Зачем экспортеру посредник, который на самом деле не решает никаких проблем? Что значит формулировка в плане РЭЦ: 2020 год – таможенное оформление? Мне кажется, РЭЦ до конца не представляет, что такое таможенное администрирование».  Собственно, на основании сказанного сотрудниками РЭЦ создается впечатление, что по сути Российский экспортный центр хочет взять на себя функции таможенного представителя. Но таможенный представитель несет солидарную ответственность с участником ВЭД, а РЭЦ, похоже, планирует обойтись без этого, укрывшись за непонятным термином «информационный оператор». Во всяком случае, ответа на вопрос об ответственности эксперты так и не получили. В результате, завершая дискуссию, участники встречи приняли решение провести отдельное совещание, чтобы экспертное и бизнес-сообщество получили от Российского экспортного центра разъяснения по всем возникшим вопросам и сомнениям в отношении одного окна для экспортеров.