hartiya 1140
По принципу не навреди

По принципу не навреди

На Международном таможенном форуме, состоявшемся 24-25 октября в Москве, эксперты обсудили первые итоги работы в условиях нового таможенного законодательства и перспективы его развития.

Модератор панельной сессии «Трансформация таможенного законодательства: первые итоги и перспективы» Виталий Сурвилло, председатель Комитета «Деловой России» по таможенному регулированию, открывая обсуждение, обратил внимание на тот факт, что несмотря на наличие в новом Таможенном кодексе ЕАЭС и федеральном законе о таможенном регулировании в РФ многих позитивных для бизнеса новелл, на практике работать стало тяжелее: «Новое законодательство очень обширное, к тому же помимо ТК ЕАЭС и 289-ФЗ действует большое количество нормативных актов, адаптация которых к новому законодательству еще не закончена».

Однако большинство выступающих с этим утверждением не согласились. Марина Искоскова, начальник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, отметила, что, по ее мнению, в отношении законодательства наднационального уровня поставленные цели были достигнуты: «В ТК ЕАЭС удалось добиться соблюдения баланса интересов государства и бизнеса. По итогам работы нового кодекса мы видим, что он не создал проблем для бизнеса, хотя некоторые несистемные вопросы есть». Марина Искоскова считает, что внесение изменений в ТК ЕАЭС в ближайшей перспективе будет вызвано требованиями включения в него норм под новые цифровые технологии, которые развиваются ускоренными темпами.

Законодательной базе российского уровня также была дана в целом позитивная оценка. По словам заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Никиты Золкина, Минфин РФ, на который возложена функция арбитра между таможенными органами и бизнесом, после вступления в силу 289-ФЗ получил не так много обращений за разъяснением его норм, как ожидалось. Правда, порой участники ВЭД путают процедуру обращения за разъяснением норм закона с процедурой обжалования решений таможенных органов. «Минфин не уполномочен реагировать на жалобы», – пояснил Никита Золкин.

Инна Михалко, заместитель начальника Правового управления Федеральной таможенной службы, подтвердила слова куратора. Она напомнила, что новые кодекс и закон разрабатывались при непосредственном участии бизнеса, и выразила благодарность председателю Общественного совета ФТС России Леониду Лозбенко, который сумел на площадке совета организовать конструктивное взаимодействие таможенников и участников ВЭД. Что касается оценки нового законодательства, здесь, по мнению Инны Михалко, главным индикатором являются результаты судебной практики, и с введением новых кодекса и закона не произошло всплеска исков обжалования решений таможенных органов, более того их число значительно сократилось по сравнению с 2017 годом. Завершая свое выступление, Инна Михалко отметила, что ФТС России в самое ближайшее время ждет выхода нового постановления Пленума Верховного суда по таможенным вопросам.

О содержании нового постановления ВС, проект которого готов, подробно рассказал Александр Разгильдеев, советник Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного суда РФ. По его словам, документ не носит революционного характера, в основном ВС подтвердил ранее принятые подходы. Он обозначил четыре основных положения нового постановления. В отношении таможенной оценки ввозимых товаров ВС подтвердил курс, взятый в 2016 году, когда был отвергнут упрощенный подход (то есть просто проверка, правильно ли перенесена в декларацию контрактная цена). Судам рекомендуется более вдумчиво относиться к случаям существенного отклонения стоимости и анализировать причины, почему некоторым участникам ВЭД удается ввозить товары по значительно более низкой цене. Что касается классификационных споров, здесь все большее значение приобретают акты «мягкого права», имея в виду не только рекомендации ЕЭК, но всю совокупность рекомендаций компетентных органов – Всемирной таможенной организации, Верховного суда РФ и т.д. Относительно рекомендаций, включенных в компендиум ВТамО, ВС высказался отдельно, отметив, что они должны применяться только в том случае, если относятся именно к тому товару, о котором идет речь. И последний тезис – в случае отсутствия актов «мягкого права» по какому-то конкретному случаю судам следует принимать во внимание решения по аналогичным товарам таможенных администраций других стран.

Георгий Петров председатель Совета ТПП России по таможенной политике, комментируя критическое замечание модератора, сказал, что усложнение для участников ВЭД связано чаще всего с «перегибами на местах». «Хорошее законодательство это еще не все, часто решающую роль играет правоприменительная практика», – отметил эксперт.

Развивая эту мысль, Леонид Лозбенко, председатель Общественного совета при ФТС России, напомнил, что главной задачей таможни как раз и является обеспечение единообразного применения законодательства на всей территории страны. Отвечая на вопрос о текущей ситуации и перспективах развития таможенного законодательства, спикер подчеркнул, что никакое таможенное законодательство в мире не является статичным, оно постоянно меняется в соответствии с меняющимися условиями жизни, и главное здесь не спешить. Что же касается его сложности, по мнению Леонида Лозбенко, эту проблему может решить стандартизация. «Полагаю, было бы правильно, с одной стороны, достаточно плавно вводить изменения в соответствии с происходящими в мире событиями, а с другой стороны, законодательство переводить в плоскость более понимаемых для участников ВЭД и самих таможенников решений, – предложил Леонид Лозбенко. –  Я имею в виду стандарты. Перевод в режим стандартов позволит решить множество вопросов, и Общественный совет будет уделять большое внимание именно этому. Законодательство должно меняться, и оно будет меняться. Посмотрите, на какие амбициозные цели Федеральная таможенная служба замахивается к 2030 году. И в документах по реализации Стратегии развития таможенных органов до 2030 года огромным блоком будет реформа таможенного законодательства».

«Итак, наше обсуждение показало: все эксперты едины в том, что законодательство должно меняться, но при этом его изменение не должно носить революционного характера», – резюмировал Виталий Сурвилло