hartiya 1140

Новые упрощения

Комиссия Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России обсудила новые возможности платежных сервисов, подготовленные Федеральной таможенной службой для таможенных представителей.

3 сентября состоялось очередное заседание Постоянной комиссии по вопросам администрирования таможенных и иных платежей, совершенствования реализации фискальной функции, тарифного, нетарифного и технического регулирования Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России. Открыл мероприятие председатель комиссии Денис Терещенко заместитель руководителя Федеральной таможенной службы. На заседании речь шла об основных новациях, позволяющих упростить администрирование уплаты таможенных платежей, задолженностей и пеней, которые реализованы исключительно в электронном формате. Правда, рассматривался более узкий аспект – сервисы, предназначенные для таможенных представителей.  В заседании принимала участие Елена Ягодкина, начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования. О новинках участникам доложили руководители и сотрудники профильных отделов ГУФТД и ТР ФТС России: Александр Фомин, Марина Омельченко, Андрей Быков, Алексей Гусев. 

В начале заседания участников ознакомили с практической реализацией норм Таможенного кодекса ЕАЭС. В соответствии со статьями 121 («Особенности выпуска товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений») и 122 («Особенности выпуска товаров при назначении таможенной экспертизы») выпуск товаров допускается без внесения декларантом обеспечения уплаты таможенных платежей в случае, если таможенные операции от имени и по поручению декларанта совершает таможенный представитель, несущий с декларантом солидарную обязанность. В этих случаях в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей используется часть обеспечения, которое таможенный представитель вносит при включении в реестр. Бизнес в свое время сетовал, что «реестровое» обеспечение лежит мертвым грузом, поэтому данная норма и была включена в новый кодекс. В этом году можно использовать 35% «реестрового» обеспечения, с 1 января 2020 года – 50%. Для реализации этой нормы, установленной статьей 55 289-ФЗ  «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  издан приказ Минфина от 25.12.2018 № 284н, которым определены форма и порядок заполнения обращения таможенного представителя о непредставлении обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, форма и порядок заполнения уведомления таможенного органа о результатах рассмотрения обращения таможенного представителя, порядок и сроки взаимодействия таможенного органа и таможенного представителя. Приказ начал действовать с 6 февраля 2019 года, и на сегодня данным упрощением воспользовались 22 таможенных представителя, выпущено более 100 деклараций на сумму чуть более 40 млн рублей. Докладчик особо отметил два момента: во-первых, данное упрощение предоставляется только по обращению таможенного представителя, во-вторых, все сведения об обеспечении отражаются в «личном кабинете участника ВЭД» на электронном портале ФТС России. 

Обсуждение второго вопроса – администрирование единого лицевого счета таможенного представителя – началось с информации о завершении с 1 июля 2019 года перевода на ЕЛС всех российских юридических лиц, российских физлиц и иностранных лиц, состоящих на налоговом учете, которым присвоен ИНН. За пределами этой технологии остаются пока физлица, которые не указывают свой ИНН, и иностранные лица, не имеющие ИНН, для них порядок уплаты платежей остался прежним. Эта категория лиц будет переведена на ЕЛС после начала применения норм статей 36 и 67 289-ФЗ. Тогда же вступит в силу приказ ФТС России от 29.04.2019 № 727 «Об утверждении Порядка ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, и об определении таможенных органов, уполномоченных на принятие и рассмотрение заявления о представлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также об определении таможенных органов, уполномоченных на осуществление возврата авансовых платежей и возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы». 

Еще одна новация, которая появилась с 1 июля 2019 года, – возможность зачета на ЕЛС остатков денежных средств, находившихся на счете таможенного представителя, открытого в конкретном таможенном органе. Данная операция совершается на основании обращения таможенного представителя, которое подается в таможню, где эти средства учитывались. Выступающие особенно заострили внимание таможенных представителей на необходимость указывать корректный ИНН физлица, когда они осуществляют оформление товаров от имени и по поручению физлиц, для возможности использования денежных средств на ЕЛС, находящихся на учете в таможенных органах. Также таможенные представители при заполнении платежных документов часто допускают ошибки в указании кодов бюджетной классификации. При этом законодательством предусмотрен только один случай, когда на основании письменного обращения плательщика разрешается внесение изменения в КБК в платежном документе, – если был указан несуществующий КБК. В целях минимизации ошибок таможенники порекомендовали уплачивать денежные средства с указанием КБК авансовых платежей, за исключением кодов, имеющих особенности администрирования (типа ввозной пошлины).

Следует отметить, что информация сотрудников ФТС России носила практический характер, являясь ответами на конкретные вопросы, поступившие от бизнеса. Так, отвечая на вопрос о возможности отражения в «личном кабинете участника ВЭД» блокировки остатков денежных средств, Алексей Гусев пояснил, что блокировка осуществляется в нескольких случаях: Если в «личном кабинете» вы видите блокировку на КБК денежного залога, значит денежные средства зарезервированы под обеспечение. Блокировка на других КБК может быть результатом следующих действий: 1) участник ВЭД подал заявление о возврате авансовых платежей, соответственно, до формирования заявки и направления в казначейство денежные средства, подлежащие возврату, нужно зарезервировать, чтобы они не были использованы при декларировании; 2) декларант или таможенный представитель в срок, установленный для добровольного погашения задолженности, этого не сделал, тогда резервирование применяется в рамках мер по взысканию задолженности».

Что касается администрирования задолженностей, здесь также произошли изменения, а именно: с 25 февраля 2019г. в соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 № 2095 «Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» введен новый порядок взыскания задолженности. Суть изменений состоит в том, что в ряде случаев функции по взысканию задолженности закреплены за таможней, в регионе деятельности которой участник ВЭД зарегистрирован Федеральной налоговой службой, соответственно, направление уведомлений и принятие мер по принудительному взысканию задолженности осуществляются не таможней декларирования, а таможней по месту налоговой регистрации плательщика (т.н. таможней взыскания). Участвовавшая в заседании Елена Ягодкина, прокомментировала, что вышеназванный приказ написан крайне сложно и пояснила: «В связи с большим количеством плательщиков, зарегистрированных в Москве (почти 60%), функции по взысканию задолженности таких должников распределены между таможнями Московского региона, исходя из принципа налогового учета плательщиков, аналогичный подход применен в Ленинградской, Ростовской областях, Красноярском и Приморском краях». 

Важная новация появилась в «личном кабинете» в отношении уведомлений о задолженности. Собственно, уведомления плательщику и солидарным лицам о наличии непогашенной задолженности направлялись с марта 2018 года, однако, они носили информационный характер и дублировались по почте заказными письмами. Соответственно, датой начала отсчета срока об исполнении уведомления, установленного в 15 рабочих дней, считался 6-й рабочий день, следующий за днем отправки уведомления заказным письмом. С 4 августа этого года уведомления направляются исключительно в электронном виде, в том числе таможенным представителям, каждый из которых имеет свой Личный кабинет. Для своевременного использования информации, поступающей в Личный кабинет клиентов, таможенным представителям рекомендуется при заключении соглашения об оказании услуг изначально предусматривать регистрацию в «личном кабинете» декларанта. При этом есть один важный нюанс: теперь датой начала отсчета срока исполнения уведомления считается день, следующий за днем его размещения в «личном кабинете». Елена Ягодкина обратила внимание, что после перевода уведомлений в виртуальное пространство некоторыми пользователями стала применяться такая хитрость: поступившее уведомление пользователь видит, но не открывает, полагая, что если он его не просмотрел, то и срок погашения задолженности не начался. «За период с 4 по 23 августа 2019 года только 40% пользователей эти уведомления просмотрели. Но то, что вы его не просмотрели, не означает, что процессуальные сроки не потекли, – подчеркнула Елена Ягодкина, – они потекли, и сейчас мы начали сталкиваться с первыми негативными результатами». Негатив очевиден – неисполнение обязанности по погашению задолженности, что является одним из оснований для исключения из реестра таможенных представителей.

При проведении корректировок деклараций на товары, связанных с взысканием и погашением задолженности, в этом году вступили в силу сразу три изменения в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (в редакции решения Коллегии ЕЭК от 22.01.2019 № 8). Во-первых, корректировка декларации теперь может проводиться не только таможенным постом, в котором зарегистрирована ДТ, но и функциональными подразделениями таможен. Пока эта норма применяется ограниченно в рамках эксперимента: корректировки деклараций на товары осуществляются отделами таможенных платежей лишь при внесении изменения в графу 47 (в части начисления пеней) и графу В (в части уплаты либо взыскания платежей) и только при условии, что таможня декларирования и таможня взыскания одна. Второе изменение – декларанту при оплате задолженности периодических таможенных платежей, платежей при предоставлении отсрочки либо рассрочки не надо подавать обращение и КДТ, сама КДТ выполняет функцию обращения в таможенный орган. Третье изменение состоит в том, что одновременно с принятием таможенным органом решения о корректировке декларации оформляется и КДТ. Таким образом, с декларанта снимается обязанность по оформлению КДТ: если таможенным органом принято решение о необходимости корректировки, одновременно с ним декларанту направляется корректировка, учитывающая изменения. Эта норма вступит в силу с 1 января 2020 года, а пока она применяется в рамках эксперимента в тех же случаях, что указаны выше. 

В заключение хотелось бы отметить практическую пользу подобных мероприятий, все вопросы, рассмотренные на данном заседании комиссии ЭКС, за исключением темы «реестрового» обеспечения при выпуске товаров, были включены в повестку по инициативе бизнеса.