hartiya 1140
24 июля 2019 года под руководством заместителя Председателя Общественного совета при ФТС России Сергея Совдагарова прошло рабочее заседание Комиссии Общественного совета «По реализации Майских указов Президента РФ, цифровизации, разработке и администрированию программы «Таможня 2030».

В начале пути

24 июля 2019 года под руководством заместителя Председателя Общественного совета при ФТС России Сергея Совдагарова прошло рабочее заседание Комиссии Общественного совета «По реализации Майских указов Президента РФ, цифровизации, разработке и администрированию программы «Таможня 2030».

В ходе заседания члены комиссии обсудили план действий ФТС России по реализации задач, поставленных майским Указом Президента РФ от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах РФ на период до 2024 года», а также вопрос возможного создания нового профессионального института таможенного аудита в рамках Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года.

О задачах таможенной службы, поставленных майским указом, участникам заседания рассказал начальник Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин. Планом действий ФТС России по реализации задач майского Указа Президента РФ определены 9 национальных целей развития, на которые направлены 12 национальных проектов и один план. ФТС России непосредственно участвует в двух национальных проектах – «Цифровая экономика» и «Международная кооперация и экспорт». Все мероприятия, запланированные на первое полугодие, таможенной службой успешно выполнены. Поделился он и проблемами, с которым столкнулась ФТС России при реализации майского указа. Прежде всего это необеспечение дополнительным финансированием задач и мероприятий плана, то есть выполнять все намеченные мероприятия придется за счет тех бюджетных ассигнований, которые выделяются таможенной службе в общем порядке. Вторая серьезная проблема – падение несырьевого экспорта, которое фиксируется второй квартал подряд. Кроме объективных причин такого падения докладчик признал, что существуют проблемы в отношении статистики взаимной торговли, – «очень плохо сдаются статистические формы в рамках торговли с Белоруссией».  Среди прочих проблем Владимир Ивин обозначил наличие принципиальных разногласий у Федеральной таможенной службы с Минэкономразвития относительно того, какие меры поддержки должны включаться в нацплан по направлению развития экспорта. Позиция ФТС России – поддерживать следует только экспортные направления, Минэкономразвития же полагает необходимым поддержать мнение бизнеса, который заинтересован и в импорте.

Еще ФТС России беспокоит затягивание модернизации и обустройства пунктов пропуска в рамках федерального проекта «Логистика и международная торговля». «Мы заложили в план подготовку конкретных требований к собственнику автомобильного пункта пропуска и его ответственность, то есть если в определенные сроки он возложенные на него функции по обустройству не выполняет, то должны включаться определенные механизмы вплоть до закрытия этого пункта пропуска», – подчеркнул Владимир Ивин. Однако этот пакет документов тормозится Минтрансом. В череде проблем и возникшие в последнее время принципиальные расхождения с Российским экспортным центром, который создает «одно окно» для экспортеров. РЭЦ упорно продвигает концепцию, по которой это «одно окно» становится посредником между экспортерами и «Личным кабинетом участника ВЭД» ФТС России. Таможенная служба категорически возражает против такого подхода, поскольку для таможни принципиально важно прямое общение с подконтрольными лицами.

И наконец, немалое беспокойство в ФТС России вызывает предложение руководителей субъектов федерации, связанное с необходимостью отчитываться по выполнению показателей по экспорту на региональном уровне. Предложено включать в графу 31 декларации на товары дополнительные сведения: наименование производителя, его ИНН и т.д., поскольку экспортируют в основном торговые структуры, зарегистрированные в Москве и Петербурге, а не сами производители. «В этом случае нам придется ориентировать все наши таможенные органы, что эти сведения являются обязательными к заполнению и за их непредставление наступает ответственность, – пояснил Владимир Ивин. – Думаю, это никому не понравится, фактически это новый барьер для экспортера. А вот возложить эту функцию как раз на «одно окно» РЭЦ, создать такую информационную систему по обратной прослеживаемости от экспортера до конкретного производителя вполне можно и логично».

 По всем обозначенным проблемам Владимир Ивин выразил надежду на поддержку со стороны Общественного совета. Комментируя обширное выступление представителя ФТС России, присутствующий на заседании Председатель Общественного совета Леонид Лозбенко пообещал, что высказанные просьбы о поддержке Совет обдумает и определит, какие стратегические направления и на каких площадках могут быть решены. Затем Сергей Совдагаров пригласил участников заседания обсудить доклад и высказать свои замечания и предложения. Галина Баландина, член ОС, руководитель Центра поддержки ВЭД, обратила внимание на тот факт, что ни один высокотехнологичный товар в России сегодня не производится без участия импортных компонентов, материалов, сырья или технологий. Ее мнение солидарно с позицией МЭР: «Когда речь идет об импорте такого рода товаров на экспортно-ориентированные предприятия, создание хороших условий импорта – это и поддержка экспорта тоже». Эту точку зрения разделяет и Виталий Сурвилло, член ОС, председатель Комитета по таможенному регулированию «Деловой России», отметивший, что с точки зрения экспорта-импорта механизмы у таможни должны быть абсолютно одинаковыми, а для сдерживания импорта в случае такой необходимости у государства существует много других способов. Руководитель экспертной группы Совета Евгений Кошкаров выступил с предложением создать для контроля цепи производства экспортных товаров инструменты, аналогичные инструментам Федеральной налоговой службы. «В частности, программу НДС-2, которую ФНС использует в основном для анализа импортных цепочек, можно применять и для анализа экспортных цепочек: начать с предприятия, которое возмещает экспортный НДС, и по этой же технологии отматывать назад и смотреть, кто участвует в этой цепочке», – сказал Евгений Кошкаров. Кроме того, он заметил, что нельзя ограничивать количество экспортеров только теми, кто экспортирует готовую продукцию, необходимо учитывать и процедуры переработки на таможенной территории: «На это надо обратить внимание, потому что это наиболее легкий путь повышения объема экспорта: производства есть, если повысить их конкурентоспособность за счет вычета из внутренних издержек импортной пошлины, которая потом уходит с товарами переработки на экспорт, сразу повысится производительность».

Завершил обсуждение первого вопроса повестки заседания Владимир Кудрявцев, член Общественного совета, который предложил дополнить социальный блок Плана реализации майского Указа Президента мероприятиями, направленными на решение кадровых проблем, возникших в связи с формированием электронных таможен.  В их числе проблемы доступности жилья, качество таможенного образования, поддержка вновь появившейся категории «предпенсионеров» – наиболее квалифицированных специалистов таможенной службы. По его мнению, социальные вопросы необходимо срочно решать, иначе они будут нарастать и станут существенным препятствием для реформы.  

По второму вопросу повестки – о создании института таможенного аудита – с краткими, но емкими докладами выступили представители Ассоциации таможенных аудиторов и консультантов и автор методики автоматизированного проведения таможенного аудита. Спикеры представили основные преимущества применения таможенного аудита как для бизнеса, так и для самой таможенной службы, которая получает надежного помощника в лице таможенных аудиторов. Для этого необходимо выделить таможенный аудит в самостоятельную сферу профессиональной деятельности, а также разработать профстандарты для специальности таможенного аудитора, в том числе для РТА, с обязательным включением в классификатор Минтруда. В последовавшей затем дискуссии главными оппонентами выступили Валерий Селезнев, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС, и Галина Баландина, по мнению которой таможенный аудит — это все-таки функция таможенных органов. Впрочем, Валерий Селезнев подчеркнул, что ФТС России не является противником данного института, его беспокоит, чтобы таможенный аудит не стал навязываемой участникам ВЭД коммерческой услугой.

По итогам заседания было принято решение все высказанные проблемы и предложения обобщить, дополнительно проработать и наиболее принципиальные вопросы, связанные с выполнением майского Указа Президента, рассмотреть на заседании Общественного совета, которое состоится в конце третьего квартала. Что касается таможенного аудита, поскольку единой точки зрения пока нет, обсуждение данной темы должно быть продолжено.