hartiya 1140
Переменам нужен особый контроль

Переменам нужен особый контроль

17 июня состоялось расширенное заседание Консультативного совета по взаимодействию с участниками ВЭД Московской областной таможни при участии членов Общественного совета и представителей бизнеса.

Работа заседания Консультативного совета Московской областной таможни по взаимодействию с участниками ВЭД проходила под руководством первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Руслана Давыдова и председателя Общественного совета при ФТС России Леонида Лозбенко. Высокий статус председательствующих, как и тот факт, что мероприятие было проведено в здании Центрального аппарата Федеральной таможенной службы, подчеркивает важность рассматриваемого вопроса. Как отметил во вступительном слове Руслан Давыдов, «Московская областная таможня является одной из крупнейших в России, здесь оформляется свыше 13 тысяч участников ВЭД, поэтому эффективность функционирования МОТ – определенный показатель работоспособности всей системы таможенных органов».

Надо отметить, что обсуждение проблемной ситуации в Центре электронного декларирования Московской областной таможни является уже третьим по счету мероприятием, организованным по инициативе председателя Общественного совета при ФТС России. Первые два, проведенные в формате «круглого стола» 8 февраля и 20 марта, позволили значительно улучшить положение дел, однако некоторые проблемы, препятствующие выходу ЦЭДа на запланированные показатели таможенного оформления, пока остаются. Среди основных причин Руслан Давыдов назвал большой объем декларационного массива и сложная кадровая ситуация. Он напомнил, что при переводе декларационного массива в ЦЭД возник кадровый кризис, когда почти 100 инспекторов одновременно уволились. «Ситуацию с кадрами мы продолжаем исправлять, но полностью штат пока не укомплектован», – признал Руслан Давыдов. Отсюда и недостаточная скорость выпуска товаров – до сих пор средняя нагрузка на одного инспектора составляет около 22 деклараций в день, а по понедельникам доходит до 27-30 ДТ за смену. Тем не менее, по мнению первого замруководителя ФТС России, в принципе ситуация улучшается.

Леонид Лозбенко в своем выступлении подчеркнул, что Общественный совет постоянно держит вопрос работы ЦЭД МОТ на контроле. Он отметил, что руководство Федеральной таможенной службы активно занимается решением проблем ЦЭДа, но полностью выправить ситуацию можно только совместными усилиями таможенников и участников ВЭД. Он еще раз акцентировал внимание на неоднократном призыве ФТС России к компаниям, оформляющимся в ЦЭДе МОТ, помочь в более равномерном распределении нагрузки на должностных лиц таможни. Пока работа участников ВЭД похожа на «американские горки»: в понедельник подается свыше 3 тысяч деклараций, а в субботу и воскресенье – не более 500 ДТ, поддержал его Руслан Давыдов. Конечно, данная мера может рассматриваться в качестве паллиатива, но кардинально решить эту проблему может лишь автоматизация таможенных операций в отношении максимального числа участников ВЭД. Речь идет об автовыпуске товаров тех компаний, которые ФТС России отнесены к категории низкого уровня риска. В связи с этим Леонид Лозбенко обратил внимание на тот факт, что, хотя подписание Хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности идет достаточно успешно (на 19 июня насчитывается 1292 подписанта), но при этом к категории низкого уровня риска относятся сегодня около 5 тысяч компаний. Таким образом, больше половины из этих участников ВЭД (которые к тому же могут являться потенциальными кандидатами на получение статуса уполномоченного экономического оператора) до сих пор не заявили официально о своей добросовестности, то есть не присоединились к Хартии.

Следует отметить, что на заседании присутствовали руководители всех основных управлений ФТС России, а также руководство и сотрудники ключевых функциональных подразделений Московской областной таможни. В выступлениях представителей таможни были даны подробные разъяснения всех трудностей, препятствующих ускорению и упрощению таможенных операций. Так, Вячеслав Романовский, начальник МОТ, главными проблемами назвал кадровую неукомплектованность и недостаточную стабильность работы программных средств - даже незначительный сбой информационной системы незамедлительно негативно отражается на скорости таможенных операций. При этом участники ВЭД часто не получают вовремя оперативную информацию, поэтому не могут скорректировать свои действия. «На сайте Московской областной таможни мы информацию размещаем сразу же, но, видимо, этого недостаточно, поэтому есть предложение организовать рассылку сообщений через личный кабинет», – сказал Вячеслав Романовский. Он полностью согласен с мнением, что полноценным решением проблем может стать увеличение числа автоматически выпущенных деклараций. Но этому по-прежнему препятствует большое количество ошибок, допускаемых декларантами при подготовке документов. По словам Рафаэля Зверева, заместителя начальника таможни, начальника ЦЭД, доля субъективных ошибок в декларациях доходит до 20%, не менее 10% сведений в товаросопроводительных документах не совпадают с заявленными в ДТ, очень много опечаток, в том числе в кодах видов разрешительных документов. Все это не позволяет обрабатывать декларации в автоматическом режиме. В связи с этим Руслан Давыдов высказал предложение об организации серии специальных семинаров, в том числе в дистанционном режиме, для разъяснения участникам ВЭД порядка заполнения декларации на товары и разбора типичных ошибок.

Впрочем, со стороны участвующих во встрече представителей бизнеса были озвучены и встречные претензии к оформлению в ЦЭДе МОТ, причем конкретные вопросы поступали как от декларантов, так и от сотрудников таможенных представителей, складов временного хранения, уполномоченных экономических операторов. Среди основных проблем назывались нарушение связи между ЦЭДом и постом фактического контроля, неясности в организации доступа таможни к системе учета УЭО, медленное оформление деклараций инспекторами ЦЭДа. Наиболее острым был вопрос оформления скоропортящихся товаров из-за ввоза образцов вместе с основной партией товара. В итоге несмотря на разность подходов таможенников и бизнеса, все согласились, что оценка соответствия должна учитывать специфику скоропортящегося товара и этот вопрос требует скорейшего разрешения, в том числе чтобы не поощрять недобросовестную конкуренцию (ведь не секрет, что эти проблемы возникают лишь у законопослушных компаний). В связи с этим Руслан Давыдов согласился, что нужно найти оптимальное решение по оформлению скоропорта, напомнив, что проблемы в данной области обусловлены в том числе недостатками действующей сегодня в России системы оценки соответствия, отвечать за которые приходиться таможне. Леонид Лозбенко в свою очередь подчеркнул, что сегодняшнее обсуждение еще раз показало: большинство проблем участников ВЭД связано с вопросами межведомственного взаимодействия. «Это возвращает нас к тому вопросу, который я постоянно ставлю на заседаниях Общественного совета, – о месте таможни в системе органов государственной власти. Таможня не должна отвечать за все ведомства, и нам с вами предстоит подумать, что в этой связи можно предложить». Эта задача сегодня тем более актуальна, что началась подготовка концепции Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, которая призвана вывести таможню на принципиально новые методы работы, резюмировал Леонид Лозбенко.