Image
Проблемы бизнеса решаются

Проблемы бизнеса решаются

29 февраля представители Федеральной таможенной службы провели семинар по вопросам, связанным с таможенным контролем после выпуска товаров

29 февраля представители Федеральной таможенной службы провели семинар по вопросам, связанным с таможенным контролем после выпуска товаров

Открывая мероприятие, модератор Анна Коростелева, первый заместитель начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, пояснила, что семинар проводится во исполнение решения, принятого на заседании Постоянной комиссии по вопросам совершенствования таможенного администрирования Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России, которое состоялось 11 января. По первому вопросу повестки – о снижении административной нагрузки на бизнес путем исключения дублирования проверочных мероприятий по одному и тому же вопросу разными таможенными органами – выступил Борис Кожакин, начальник отдела проверок деятельности лиц ГУТКПВТ. Он рассказал о мерах, принятых ФТС России в ответ на жалобы бизнеса о том, что часто по одной и той же декларации проводится сразу несколько проверок разными таможенными органами. «В целях снижения нагрузки на бизнес, чтобы исключить дублирование проверочных мероприятий, ФТС разработан сервис по контролю дублирования проверок в отношении одного и того же лица по одному и тому же вопросу», – сообщил Борис Кожакин. – Система настроена таким образом, что если проверочное мероприятие зарегистрировано в КПС ˝Постконтроль˝, то его регистрация другим таможенным органом невозможна. Разблокировать запрет может только ГУТКПВТ ФТС России, проанализировав вопрос, который намерен проверить другой таможенный орган. Если выяснится, что вопрос другой или товары из другой декларации, блокировка будет снята». Сервис введен в эксплуатацию с июня 2023 года. При этом техническая блокировка осуществляется не декларационно, а по ИНН участника ВЭД. Спикер отметил также еще один важный аспект: «При этом таможенным органом дополнительно по следующим проверкам запрашиваются только те документы, которые не вошли в первую проверку, то есть основной пул документов – уставные, регистрационные, бухгалтерские, если они касались только декларационного массива, который входил в первую проверку, запрашиваться не будут. Что не запрашивалось по остальным декларациям, конечно, мы запросим». Завершая свое выступление, докладчик предостерег бизнес от распространившейся в последнее время практики по искусственному затягиванию сроков представления документов в рамках камеральных проверок. Подать ходатайство о продлении срока представления документов, конечно, можно, но оно должно быть мотивировано. «Не стоит слушать тех, кто рекомендует путем затягивания сроков пытаться уклониться от ответственности, – подчеркнул Борис Кожакин, – поскольку, во-первых, за непредставление документов предусмотрена ответственность по статье 16.12 КоАП России, во-вторых, мы можем принять решение на основании тех документов, которые у нас имеются, в-третьих, Таможенный кодекс позволяет от камерального контроля в любой момент перейти к выездной проверке, где полномочия ФТС намного шире».

Второй вопрос повестки касался предоставления отчетности в отношении условно выпущенных товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию или распоряжению этими товарами. Анатолий Семочкин, главный инспектор отдела проверок деятельности лиц ГУТКПВТ, разъяснил вызывающие вопросы у бизнеса нормы приказа ФТС России от 10.12.2018 № 2002, которым регулируется предоставление данной отчетности. Он напомнил, что отчетность должна предоставляться два раза в год, причем только в ФТС, направлять ее в какой-либо таможенный орган не требуется. Однако приказом № 2002 отчетность в отношении отдельных поставок может быть запрошена инициативно таможенными органами – тогда она направляется только в тот таможенный орган, который сделал этот запрос. Возможность продления сроков предоставления регламентной отчетности нормативно не предусмотрена. Докладчик подчеркнул, что за непредоставление отчетности или предоставление ее с нарушением срока предусмотрена административная ответственность (статья 16.15 КоАП России). Чтобы случайно не нарушить срок предоставления отчетности, нужно понимать: если она направляется на внешнем электронном носителе с сопроводительным письмом, датой подачи отчетности считается дата проставления на сопроводительном письме штампа о поступлении отчетности в таможенный орган, то есть надо учитывать время на доставку. Поэтому безопаснее пользоваться сервисом «Личного кабинета участника ВЭД» «Отчетность по условно выпущенным товарам с предоставлением льгот». В этом случае «Личный кабинет» самостоятельно фиксирует дату регистрации отчетности: одновременно с отправкой ей автоматически присваивается номер с указанием времени и числа, которое и считается датой предоставления отчета. При этом пользователь автоматически информируется о поступлении отчетности. Также Анатолий Семочкин сообщил, что сейчас готовится новая редакция приказа № 2002, где будут учтены проблемы, озвученные бизнесом: конкретизация сроков предоставления отчетности и упрощение ее регистрации при направлении с сопроводительным письмом; разделение лиц, кому надлежит предоставлять отчетность; исключение предоставления отчетности при приобретении условно выпущенными товарами статуса товаров ЕАЭС.

Об изменениях в порядке ознакомления проверяемых лиц с материалами таможенной проверки рассказала Светлана Федорова, руководитель методологического направления ГУТКПВТ. Она отметила, что нормы действующего законодательства (пп. 1 п. 6 ст. 336 ТК ЕАЭС и п. 2 ст. 235 Федерального закона от 3.08.2018 № 289-ФЗ) прямо не предусматривают возможность делать выписки, снимать копии с материалов таможенной проверки. Конституционный Суд РФ Постановлением от 28.04.2023 № 22-П пункт 2 статьи 235 закона № 289-ФЗ признал не соответствующим Конституции РФ и обязал внести поправку в данный закон. Соответствующий законопроект (№ 462657-8) 9 ноября 2023 года принят Госдумой в первом чтении. Поправками закон дополняется статьей 235.1, согласно которой таможенный орган обязан обеспечить проверяемому лицу (его представителю) возможность ознакомиться с материалами таможенной проверки не позднее пяти рабочих дней со дня подачи лицом заявления в произвольной форме; разрешаются изготовление выписок, снятие копий, в том числе путем фотографирования (кроме материалов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну); об ознакомлении составляется акт, который подписывается должностным лицом таможенного органа и ознакомившимся лицом. Отвечая на вопрос участника семинара, предполагается ли распространить возможность ознакомления на материалы проверки документов и сведений, докладчица сказала, что законопроект расширяет права проверяемых лиц только в рамках таможенной проверки. Также был задан вопрос: не предполагается ли внести поправку в закон № 289-ФЗ, предоставляющую возможность ознакомления с результатами проверки декларанта таможенному представителю, который несет солидарную обязанность. Анна Коростелева предложила обсудить этот вопрос на заседании Постоянной комиссии по вопросам таможенного контроля после выпуска товаров, которая будет создана в рамках Экспертно-консультативного совета. Решение о создании новой комиссии принято, поскольку это направление становится все более востребованным ввиду общей установки Федеральной таможенной службы по смещению акцента таможенного контроля с этапа декларирования на этап после выпуска товаров, пояснила Анна Коростелева. 



ОС ФТС

Для участников ВЭД