hartiya 1140
Запреты и ограничения в действии

Запреты и ограничения в действии

31 мая Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему соблюдения специальных экономических мер и мер нетарифного регулирования.

31 мая Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему соблюдения специальных экономических мер и мер нетарифного регулирования.

Вебинар провели сотрудники Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России – Денис Дюжечкин, начальник отдела обеспечения контроля специфических товаров, и Константин Буслаев, заместитель начальника обеспечения контроля специфических товаров.

О действующих специальных экономических мерах рассказал Денис Дюжечкин. Он напомнил, что в марте прошлого года для минимизации негативных последствий западных санкций в России были введены запрет на вывоз и разрешительный порядок вывоза в отношении отдельных видов товаров как в третьи страны, так и в государства ЕАЭС по перечням, определяемым правительством (постановления Правительства РФ от 9.03.2022 № 311,312, 313). Цель принятых мер – не допустить вывоза из страны высокотехнологичного иностранного оборудования, а также критически важной продукции. «С момента вступления в силу указанных постановлений с учетом предложений бизнеса и госорганов, включая Федеральную таможенную службу, ведется постоянная работа по внесению в них изменений, – отметил спикер. – За прошедший период было принято восемь пакетов изменений, которыми сокращен перечень контролируемых товаров и существенно расширен перечень изъятий. По нашему мнению, с учетом проведенной работы остро стоящие вопросы в настоящее время отсутствуют. При этом Минпромторгом и Минэкономразвития с участием уполномоченных ФОИВ продолжают работу по внесению изменений в указанные нормативные акты». Докладчик подчеркнул, что для минимизации форс-мажорных ситуаций, с которыми столкнулся бизнес, правительством предусмотрена возможность вывоза контролируемых товаров на основании временных разрешений. Выдача временных разрешений осуществляется на основании предложений профильных министерств и ведомств. «Мы получаем большое количество писем по вопросам выдачи разрешений и с учетом нашей компетенции перенаправляем их в уполномоченные госорганы. Для минимизации временны́х издержек рекомендуем напрямую обращаться в профильные министерства и ведомства», – посоветовал Денис Дюжечкин. 

Затем спикер осветил изменения, внесенные в связи с введением спецмер в классификатор видов документов: с 6 мая сведения о документах, подтверждающих соблюдение специальных экономических мер, надо указывать в графе 44 декларации на товары под специальным кодом – 01126. Это касается не только постановлений № 311, 312 и 313, но и ранее введенных запретов в рамках постановлений Правительства РФ от 7.08.2014 № 778 (т.н. продуктовое эмбарго) и от 29.12.2018 № 1716-83 (продукция, запрещенная к ввозу с Украины). Докладчик привел примеры документов, которые следует указывать под кодом 01126: разрешение, выданное Правительством РФ; заключение о подтверждении производства промышленной продукции, выданное Минпромторгом; перечни, утвержденные Росатомом, Роспотребнадзором, МИДом, Росгидрометом, Минпромторгом. Что касается постановления № 778, указывается документ, подтверждающий целевое назначение вывозимого товара, которое выдается Минсельхозом, Минпромторгом, Минспортом. Для вывоза товаров, подпадающих под запрет в рамках постановления № 1716-83, нужно разрешение Минэкономразвития или Минпромторга. «Мы провели анализ и установили: хотя изменения в классификатор действуют с 6 мая, участники ВЭД до сих пор о них не знают, поэтому обращаем внимание на указанный код», – подчеркнул Денис Дюжечкин.

Отдельно докладчик остановился на особенностях разрешительного порядка вывоза подконтрольных товаров в государства ЕАЭС. Разрешительные документы выдаются Минпромторгом, Минсельхозом, Минприроды, Минцифры, Минтрансом и Росздравнадзором, и при этом важно помнить, что разрешения выдаются на конкретную партию товаров и должны быть у перевозчика. Если по каким-то причинам вывезена часть таких товаров, то на оставшуюся часть придется получать новое разрешение. По словам спикера, ФТС России готовит изменение в заполнение статистической формы учета перемещения товаров – предлагается ввести обязательное указание сведений о документах, подтверждающих соблюдение специальных экономических мер (в настоящее время такая обязанность отсутствует). Завершая свое выступление, Денис Дюжечкин сообщил, что по инициативе Федеральной таможенной службы были упрощены условия ввоза в части прохождения процедуры нотификации шифровальных средств, а также комплектующих для производства электронного оборудования и техники производителями, включенными в перечень системообразующих организаций. Действие этих упрощений, установленных постановлением Правительства РФ от 9.05.2022 № 834, продлено на 2023 год. Сегодня на площадке ЕЭК рассматривается инициатива ФТС России о возможности ввоза радиоэлектронных средств для обеспечения эксплуатации воздушных судов без представления разрешительных документов. «Все государства ЕАЭС поддержали инициативу российской стороны, и надеемся в ближайшее время эти изменения будут внесены», – резюмировал Денис Дюжечкин.

Во второй части вебинара Константин Буслаев представил обзор изменений, внесенных в решение Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» в 2022 году. С 25 января расширен раздел 1.4: средства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, запрещенные к ввозу, – в него внесен ряд новых веществ, а также смеси и препараты, содержащие такие вещества. С 28 января временные количественные ограничения не применяются в отношении пакетированной или упакованной древесины длиной менее 0,5 м и толщиной менее 16 см (раздел 2.1.1). С 30 августа разрешительный порядок вывоза с территории ЕАЭС распространен на водные биологические ресурсы (живая рыба кроме декоративной, ракообразные, живые моллюски и др.), их вывоз осуществляется при наличии лицензии Минпромторга либо разрешения Росрыболовства. С 4 сентября перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, на которые не требуется представление лицензии, заключения или сведений из единого реестра, дополнен частотами для магнитно-резонансных томографов. С 19 октября разрешительный порядок ввоза и вывоза применяется в отношении отходов и лома электротехнических и электронных изделий, используемых главным образом для извлечения драгоценных металлов. Кроме того, с 11 февраля 2023 года появилась возможность ввоза или вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров для оказания гуманитарной помощи без лицензии, если это предусмотрено законодательством государства-члена (решение Коллегии ЕЭК от 10.01.2023 № 1). 

В заключение Константин Буслаев остановился на ошибках бизнеса, допускаемых при временном периодическом декларирования товаров с представлением лицензий Минпромторга. По его словам, в последнее время участились случаи, когда участники ВЭД подают временные периодические ДТ, затем осуществляют вывоз товаров и обращаются в Минпромторг за закрытием данных лицензий до подачи полной декларации, то есть когда Минпромторг еще не располагает информацией о количестве фактически вывезенного товара. Спикер отметил, что обращение в Минпромторг за закрытием лицензии целесообразно подавать после подачи последней закрывающей полной ДТ. Кроме того, отмечены случаи одновременной подачи двух полных деклараций – т.н. ПВД и ПДЗ. Но при выпуске ПДЗ уже не допускается учет количества товаров по лицензии в рамках поданной полной декларации, что не позволяет внести в базу данных таможенных органов актуальную информацию о вывезенных товарах. «Необходимо избегать таких ситуаций и подавать одну завершающую декларацию в целях корректного учета количества вывоза лицензируемых товаров», – пояснил Константин Буслаев.

ОС ФТС

Для участников ВЭД