hartiya 1140
Упрощения для подтверждения преференций

Упрощения для подтверждения преференций

25 апреля Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Подтверждение преференциального происхождения товаров в условиях действующих санкционных ограничений»

25 апреля Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Подтверждение преференциального происхождения товаров в условиях действующих санкционных ограничений»

Вебинар провел Константин Климаков, начальник отдела происхождения товаров Управления товарной номенклатуры ФТС России. Он отметил, что в прошлом году таможенным органам пришлось вести работу по контролю происхождения товаров и обоснованности предоставления тарифных преференций в условиях санкций, и ФТС России совместно с другими госорганами принимала участие в разработке мер поддержки предпринимателей. Так, были внесены изменения в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, которыми установлено, что с 1 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года в подтверждение происхождения товара для предоставления тарифных преференций может представляться электронная или бумажная копия сертификата о происхождении товара при условии последующего представления оригинала в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары. «При этом товары, в отношении которых представлялась копия сертификата о происхождении формы А, выпускаются с предоставлением тарифных преференций, а не под обеспечение исполнения обязанности по уплате там платежей», – подчеркнул докладчик. Также до конца этого года условие непосредственной закупки не применяется в качестве обязательного условия для предоставления тарифных преференций. 

Аналогичное упрощение введено и для соглашений о зоне свободной торговли. В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19.05.2022 № 85 с 19 июня 2022 года по 31 декабря 2023 года в целях предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, может использоваться электронная или бумажная копия сертификата о происхождении товара при условии последующего представления оригинала в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации ДТ. «В качестве дополнительной меры поддержки бизнес-сообщества предлагается в этом году внести на обсуждении Комиссии изменение в право Союза в части подтверждения происхождения товара одним сертификатом о происхождении, если такие товары попадают под преференциальный режим и к ним применяются меры защиты – антидемпинговые пошлины», – сообщил спикер. 

Далее он рассказал о сотрудничестве с уполномоченными иностранными органами по разработке электронных систем верификации происхождения товаров. Электронная система верификации происхождения – это проверка сертификата, реквизиты которого заявлены в графе 44. При этом сам сертификат может не представляться, его реквизиты указываются в декларации. Данный механизм позволяет осуществить проверку выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности содержащихся в нем сведений в режиме реального времени, что позволит свести к минимуму направление верификационных запросов в уполномоченные органы и сократить сроки совершения таможенных операций. По словам докладчика, положение о возможности применения электронной системы верификации установлено большинством правил о происхождении товаров, в том числе в рамках соглашений о ЗСТ. «В настоящее время ведется работа по согласованию международных протоколов об электронной системы верификации с компетентными органами развивающихся стран, государств СНГ и стран, с которыми заключены соглашения о ЗСТ, – отметил Константин Климаков. – В 2022 году подписаны межправительственные протоколы с Азербайджаном, Узбекистаном, в этом году – с Таджикистаном. В рамках Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран подписаны протоколы с Мьянмой, Египтом. В высокой степени готовность находятся проекты протоколов с Марокко, Эфиопией, Бангладеш. По соглашениям о ЗСТ протоколы готовятся Евразийской экономической комиссией, сегодня в разработке проекты протоколов с Вьетнамом, с Сербией».

Отдельно докладчик остановился на таком инструменте, как предварительное решение о происхождении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза. По словам спикера, этим инструментом, предусмотренном Таможенным кодексом ЕАЭС, ни в России, ни в других странах Союза практически никто не пользуется. Причины в том, что одним из основных документов, которые необходимо прилагать к заявлению на выдачу предварительного решения, является сертификат о происхождении товара, а срок его действия совпадает со сроком действия сертификата (один год). «Мы считаем целесообразным исключить из реестра госуслуг принятие предварительных решений о происхождении товаров, – сказал Константин Климаков. – Как альтернативу предлагаем рассмотреть введение в ТК ЕАЭС института уполномоченного экспортера. Этот статус может быть присвоен при наличии соответствующего международного соглашения Союза с третьей страной. Обращаю внимание: все проекты соглашений, которые сейчас разрабатываются, содержат эти положения, и мы стремимся к тому, чтобы они нашли практическое применение. Данный статус позволяет не требовать сертификат о происхождении при декларировании, в качестве подтверждения происхождения товара достаточно предоставить декларацию о происхождении, заявленную уполномоченным экспортером». Константин Климаков подчеркнул, что ФТС России хотела бы получить обратную связь от бизнеса в отношении этих предложений.

В заключение спикер ответил на несколько поступивших вопросов. Один из участников вебинара спросил, могут ли наши экспортеры уже воспользоваться преимуществами электронной системы верификации с какими-нибудь странами? По словам Константина Климакова, сейчас идет техническое согласование с Азербайджаном, также в высокой степени готовности находится эта работа с Бразилией. Отвечая на вопрос, когда планируется запуск электронной системы верификации с Египтом, он подчеркнул, что это зависит не только от России, но и от египетской стороны, однако выразил надежду, что в этом году удастся запустить систему, поскольку с точки зрения нормативного обеспечения все готово, осталось только провести тестирование. Что касается возможности внедрения электронной системы верификации с Турцией и Китаем, докладчик пояснил: «Турция и Китай не являются преференциальными странами. Непреференциальными правилами определения происхождения товаров (решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49. – прим. ред.) предусмотрено заключение соответствующих протоколов, поэтому мы можем рассмотреть такую возможность. Но преференции этим странам мы не предоставляем, поэтому, насколько они будут заинтересованы, время покажет». Еще один слушатель поинтересовался, проводятся ли проверки подтверждения происхождения товаров после выпуска. Спикер ответил, что проверки проводятся, в том числе используются верификационные запросы в страны с целью проверки фактов выдачи сертификатов о происхождении товаров. На следующий вопрос, предоставят ли преференцию, если сертификат прошел верификацию, но неверно заполнен, он ответил отрицательно. «В правилах четко сказано: если порядок заполнения сертификата нарушен, мы не имеем права его принимать. Это важный документ, на основании которого предоставляется льгота, поэтому подходить формально к нарушению порядка его заполнения мы не имеем права и вынуждены отказывать в предоставлении преференции, – пояснил Константин Климаков. – Причем это может происходить как на этапе контроля, так и после выпуска». Последний вопрос касался восстановления преференций: если сертификат не представлен до выпуска товара, может ли он быть представлен позже? Да, может, ответил докладчик, надо внести соответствующие изменения в ДТ и приложить сертификат. Если все сведения подтвердятся, преференция будет предоставлена.

ОС ФТС

Для участников ВЭД