19 апреля проведен вебинар на тему «Актуальные вопросы определения происхождения товаров»
Вебинар провел главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Приволжского таможенного управления Илья Дудукин. Прежде всего он отметил, что для подтверждения происхождения товаров применяются два вида документов. Первый – декларация о происхождении товара, которая представляет собой заявление о происхождении товара, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые транспортные документы, например, обычный инвойс. Второй вид документа, по словам докладчика, более весомый для таможенных органов, – сертификат о происхождении товара. Это документ, однозначно свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченными органами, то есть не изготовителем или продавцом, а органом, который уполномочен на выдачу таких сертификатов. Он необходим для представления тарифных преференций и подтверждения происхождения отдельных товаров, подчеркнул спикер, например, товаров, которые облагаются антидемпинговыми пошлинами (подшипники и т.п.). В статье 314 Таможенного кодекса ЕАЭС перечислены пять случаев, когда происхождение товара считается неподтвержденным.
Илья Дудукин напомнил, что в Союзе сегодня существуют два правила определения происхождения товаров – преференциальные и непреференциальные. По непреференциальным правилам основным нормативным актом является решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49 с учетом изменений, внесенных решением Совета ЕЭК от 5.04.2022 № 47. Важная норма данного решения – в случае применения мер защиты внутреннего рынка происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 1 500 евро, а с 1 января 2024 года – 200 евро, должно подтверждаться сертификатом о происхождении товара. Докладчик представил краткий обзор требований к сертификату о происхождении товара. Сертификат должен содержать следующие сведения: 1) наименование страны происхождения товара; 2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат; 3) наименование и адрес экспортера и/или производителя; 4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; 5) описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом с товаром, заявленным при таможенном декларировании; 6) вес брутто и/или другие количественные характеристики товара; 7) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата). Илья Дудукин дал рекомендацию участникам ВЭД: «Когда вы получили сертификат, проверьте, соответствует ли он этим требованиям. Потому что бывают случаи, когда участник ВЭД, получив сертификат, без проверки несет его в таможенный орган и таможенный орган начинает проверку».
Отдельно докладчик остановился на упрощениях процедуры подтверждения происхождения товара, введенных решением Совета ЕЭК № 47. Так, для целей подтверждения происхождения товара может использоваться как оригинал сертификата на бумажном носителе, так и его копия (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии), а также сертификат, выданный уполномоченным органом в электронном виде. На временной основе до 31 декабря 2023 года происхождение товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 500 евро (с 1 января 2024 года – 200 евро), может подтверждаться декларацией о происхождении товара, то есть сертификат не нужен, достаточно инвойса. Упрощены требования и к оформлению сертификатов. Допускается представление в таможенные органы сертификатов, заполненных на языках, отличных от английского, французского или русского, при условии представления декларантом перевода на русский язык. Также допускается указание наименований географических объектов, адресов, организационно-правовой формы организаций, фирменных наименований, наименования уполномоченного органа и имен собственных на языках, отличных от английского, французского или русского. Что касается наименования товара, остались три языка – английский, французский, русский. Исключена необходимость указания в сертификате реквизитов документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (если сертификат выдан страной вывоза товара). В случае использования сертификата, выданного уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала на бумажном носителе, допускается отступать от требований о наличии в сертификате оттиска печати уполномоченного органа и подписи должностного лица этого уполномоченного органа. Но такой сертификат должен содержать графическое изображение печати уполномоченного органа. В качестве дополнительных листов к сертификату допускается использование инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа, содержащего описание товара, позволяющее произвести его идентификацию, и иные сведения о товаре. При этом такие документы должны быть заверены печатью уполномоченного органа.
В заключение Илья Дудукин вскользь коснулся ситуаций, когда сертификат о происхождении товара используется для предоставления тарифных преференций. Здесь несколько обязательных условий: сертификат доложен быть правильно оформлен; в отношении товара должны быть соблюдены правила непосредственной закупки (кроме развивающихся и наименее развитых стран) и прямой поставки, что подтверждается документами. «Непосредственная закупка и прямая поставка – это звучит сложно, – отметил докладчик. – Но если говорить на языке таможенной декларации, должны совпадать графа 11 – торгующая страна, графа 15 – страна отправления и графа 16 – страна происхождения». Спикер объяснил еще одно условие – странами-бенефициарами должны быть соблюдены требования, предъявляемые к административному сотрудничеству: «Если перевести это на простой язык – стороны должны обменяться оттисками печати и подписей уполномоченных лиц. Бывают случаи, что у таможенных органов нет оттисков печати, тогда по правилам принимается решение об отказе в предоставлении преференции». Что касается восстановления тарифных преференций, в соответствии с решением Совета ЕЭК от 22.02.2019 № 64 тарифные преференции восстанавливаются по результатам проведения таможенного контроля при выполнении следующих условий: в отношении товаров выполнены условия предоставления тарифных преференций; в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, декларантом представлены мотивированное обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, корректировка ДТ, сертификат о происхождении товара, иные документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления тарифных преференций.
ОС ФТС