hartiya 1140
Подтверждение происхождения товаров упрощено

Подтверждение происхождения товаров упрощено

19 апреля проведен вебинар на тему «Актуальные вопросы определения происхождения товаров»

19 апреля проведен вебинар на тему «Актуальные вопросы определения происхождения товаров»

Вебинар провел главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Приволжского таможенного управления Илья Дудукин. Прежде всего он отметил, что для подтверждения происхождения товаров применяются два вида документов. Первый – декларация о происхождении товара, которая представляет собой заявление о происхождении товара, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые транспортные документы, например, обычный инвойс. Второй вид документа, по словам докладчика, более весомый для таможенных органов, – сертификат о происхождении товара. Это документ, однозначно свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченными органами, то есть не изготовителем или продавцом, а органом, который уполномочен на выдачу таких сертификатов. Он необходим для представления тарифных преференций и подтверждения происхождения отдельных товаров, подчеркнул спикер, например, товаров, которые облагаются антидемпинговыми пошлинами (подшипники и т.п.). В статье 314 Таможенного кодекса ЕАЭС перечислены пять случаев, когда происхождение товара считается неподтвержденным. 

Илья Дудукин напомнил, что в Союзе сегодня существуют два правила определения происхождения товаров – преференциальные и непреференциальные. По непреференциальным правилам основным нормативным актом является решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49 с учетом изменений, внесенных решением Совета ЕЭК от 5.04.2022 № 47. Важная норма данного решения – в случае применения мер защиты внутреннего рынка происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 1 500 евро, а с 1 января 2024 года – 200 евро, должно подтверждаться сертификатом о происхождении товара. Докладчик представил краткий обзор требований к сертификату о происхождении товара. Сертификат должен содержать следующие сведения: 1) наименование страны происхождения товара; 2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат; 3) наименование и адрес экспортера и/или производителя; 4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; 5) описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом с товаром, заявленным при таможенном декларировании; 6) вес брутто и/или другие количественные характеристики товара; 7) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата). Илья Дудукин дал рекомендацию участникам ВЭД: «Когда вы получили сертификат, проверьте, соответствует ли он этим требованиям. Потому что бывают случаи, когда участник ВЭД, получив сертификат, без проверки несет его в таможенный орган и таможенный орган начинает проверку». 

Отдельно докладчик остановился на упрощениях процедуры подтверждения происхождения товара, введенных решением Совета ЕЭК № 47. Так, для целей подтверждения происхождения товара может использоваться как оригинал сертификата на бумажном носителе, так и его копия (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии), а также сертификат, выданный уполномоченным органом в электронном виде. На временной основе до 31 декабря 2023 года происхождение товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 500 евро (с 1 января 2024 года – 200 евро), может подтверждаться декларацией о происхождении товара, то есть сертификат не нужен, достаточно инвойса. Упрощены требования и к оформлению сертификатов. Допускается представление в таможенные органы сертификатов, заполненных на языках, отличных от английского, французского или русского, при условии представления декларантом перевода на русский язык. Также допускается указание наименований географических объектов, адресов, организационно-правовой формы организаций, фирменных наименований, наименования уполномоченного органа и имен собственных на языках, отличных от английского, французского или русского. Что касается наименования товара, остались три языка – английский, французский, русский. Исключена необходимость указания в сертификате реквизитов документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (если сертификат выдан страной вывоза товара). В случае использования сертификата, выданного уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала на бумажном носителе, допускается отступать от требований о наличии в сертификате оттиска печати уполномоченного органа и подписи должностного лица этого уполномоченного органа. Но такой сертификат должен содержать графическое изображение печати уполномоченного органа. В качестве дополнительных листов к сертификату допускается использование инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа, содержащего описание товара, позволяющее произвести его идентификацию, и иные сведения о товаре. При этом такие документы должны быть заверены печатью уполномоченного органа.

В заключение Илья Дудукин вскользь коснулся ситуаций, когда сертификат о происхождении товара используется для предоставления тарифных преференций. Здесь несколько обязательных условий: сертификат доложен быть правильно оформлен; в отношении товара должны быть соблюдены правила непосредственной закупки (кроме развивающихся и наименее развитых стран) и прямой поставки, что подтверждается документами. «Непосредственная закупка и прямая поставка – это звучит сложно, – отметил докладчик. – Но если говорить на языке таможенной декларации, должны совпадать графа 11 – торгующая страна, графа 15 – страна отправления и графа 16 – страна происхождения». Спикер объяснил еще одно условие – странами-бенефициарами должны быть соблюдены требования, предъявляемые к административному сотрудничеству: «Если перевести это на простой язык – стороны должны обменяться оттисками печати и подписей уполномоченных лиц. Бывают случаи, что у таможенных органов нет оттисков печати, тогда по правилам принимается решение об отказе в предоставлении преференции». Что касается восстановления тарифных преференций, в соответствии с решением Совета ЕЭК от 22.02.2019 № 64 тарифные преференции восстанавливаются по результатам проведения таможенного контроля при выполнении следующих условий: в отношении товаров выполнены условия предоставления тарифных преференций; в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, декларантом представлены мотивированное обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, корректировка ДТ, сертификат о происхождении товара, иные документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления тарифных преференций.

ОС ФТС

Для участников ВЭД