hartiya 1140
Перечни контролируемых товаров обновлены

Перечни контролируемых товаров обновлены

15 марта проведен вебинар, посвященный обзору положений российского законодательства, регулирующего перемещение товаров, подпадающих под экспортный контроль

 15 марта проведен вебинар, посвященный обзору положений российского законодательства, регулирующего перемещение товаров, подпадающих под экспортный контроль.

Вебинар провел начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Службы федеральных таможенных доходов Сибирского таможенного управления Денис Романенко. Прежде всего он напомнил, что в соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 5.07.2010 № 52 «Об экспортном контроле государств – членов таможенного союза» до введения в действие союзных документов, определяющих единые списки, порядок и правила экспортного контроля, применяется национальное законодательство по контролю за перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения. В России основными законодательными актами, регулирующими данные вопросы, являются федеральный закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и федеральный закон от 18.06.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Докладчик отметил, что в СТУ по итогам 2022 года при декларировании товаров, подпадающих под экспортный контроль, среди представленных документов, подтверждающих соблюдение мер экспортного контроля, доля идентификационных заключений составила 92%. В соответствии со статьей 24 закона № 183-ФЗ «идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности». Принадлежность к контролируемым товарам определяется соответствием технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, приведенному в графе «Наименование» Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, в отношении которых осуществляется экспортный контроль». Спикер подчеркнул, что коды, приведенные в данном списке, носят справочный характер. 

Идентификационное заключение выдается Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), также независимая идентификационная экспертиза может проводиться экспертными организациями, получившими в установленном правительством порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий. Информация о таких организациях размещена на сайте ФСТЭК в разделе «Экспортный контроль» (сегодня такими полномочиями наделены 17 организаций). Кроме того, статьей 24 закона № 183-ФЗ предусмотрено, что российский участник ВЭД вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей разрешение на осуществление такой деятельности, посредством заключения с ней договора. Результаты идентификации контролируемых товаров и технологий, отраженные в идентификационном заключении, являются документом, определяющим статус товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющимися объектами внешнеэкономической операции, если данное заключение составлено с соблюдением формы и надлежащим образом заверено. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 565 утверждены порядок идентификации контролируемых товаров и технологий, форма идентификационного заключения и правила его заполнения.

Из особенностей оформления идентификационного заключения докладчик отметил следующие. Заключению присваивается регистрационный номер: 1) порядковый номер заключения, 2) последние две цифры года, 3) идентификационный номер налогоплательщика. В позиции «Срок действия до…» обычно указывается дата окончания срока выполнения обязательств по поставке идентифицируемого товара или продукта научно-технической деятельности, предусмотренного контрактом. Если такой срок не предусмотрен, указывается двухлетний срок действия идентификационного заключения, который исчисляется с даты его составления. Если поставка не сопряжена с рисками причинения ущерба обороне и безопасности РФ или с нарушением ее международных обязательств, указывается дата окончания в пределах пятилетнего срока, исчисляемого с даты составления идентификационного заключения. Такое заключение в течение срока его действия может использоваться заказчиком экспертизы многократно. В случае самостоятельной идентификации юридическим лицом товара в целях экспортного контроля идентификационное заключение удостоверяется подписью руководителя российского юридического лица или иного лица, уполномоченного представлять это юридическое лицо в силу закона, либо индивидуального предпринимателя, либо специалиста в области экспортного контроля, являющегося работником этого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Максимальный срок действия заключений об отнесении/неотнесении товаров к продукции военного назначения составляет три года с момента его подписания, срок действия идентификационного заключения ограничен пятью годами. 

В ряде случаев разрешительные документы ФСТЭК, а также идентификационные заключения, выданные до 20 апреля, признаны утратившими силу и не подлежат применению. Федеральным законом от 26.03.2022 № 73-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "Об экспортном контроле"» установлено, что списки контролируемых товаров и технологий утверждаются постановлениями правительства. После вступления в силу постановлений об утверждении таких списков соответствующие указы Президента РФ утратили силу. После вступления в силу данных изменений целесообразно указание ссылки в разделах идентификационных заключений на соответствующие позиции списков, утвержденных постановлениями правительства. В настоящее время участники ВЭД имеют возможность не только получения заключений аккредитованных организаций в качестве документа, подтверждающего неподконтрольный статус товара, но и включения продукции в т.н. «белый список», подготовленный ФСТЭК, что является подтверждением несоответствия товара описаниям контролируемых товаров (приказ ФСТЭК от 25.11.2022 № 209 «Об утверждении Перечня товаров, в отношении которых при их перемещении за пределы Российской Федерации не применяются запреты и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля»). «Для многих этот инструмент стал одним из способов сокращения издержек при экспорте продукции», – подчеркнул Денис Романенко. Он отметил, что действие этого перечня не распространяется на товары, вывозимые в КНДР; являющиеся продукцией военного назначения; поставки которых осуществляются в интересах лиц и организаций, в отношении которых имеется информация об их причастности к террористической деятельности; принадлежащие или предназначенные для физических и юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, предусмотренные постановлениями Правительства РФ. При этом важно помнить, что включение в данный перечень товаров, в отношении которых ФСТЭК принято решение о неприменении запретов и ограничений в области экспортного контроля, не может служить основанием для признания их непринадлежности к продукции военного назначения. Товары, в отношении которых ФСТЭК принято решение о неприменении к ним запретов и ограничений в области экспортного контроля, содержатся в разделе II перечня. Действие раздела II не распространяется на товары, вывозимые из РФ в иностранные государства, в отношении которых действуют санкции Совета Безопасности ООН; предназначенные для создания вооружения, военной техники и иного военного применения, использования в ракетно-космической технике или деятельности в области атомной энергии; поставляемые в интересах зарубежных организаций, в отношении которых имеется информация об их причастности к военным программам зарубежных стран; изготовленные по военным стандартам. 

Затем докладчик перешел к вопросам экспортного контроля в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности либо прав на них, являющихся продукцией военного назначения. Он сообщил, что экспортный контроль в отношении такой продукции осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области военно-технического сотрудничества. Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 утверждено положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, которым определено, что отнесение товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдача соответствующих заключений осуществляется Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). Заключения выдаются по запросам ФОИВов, российских и иностранных субъектов военно-технического сотрудничества. Приказом ФСВТС от 13.03.2015 № 20-од прописана процедура идентификации продукции военного назначения, определен перечень документов, представляемых для получения заключения, приведены требования к их оформлению. Документы подаются лично или направляются по почте. 

Завершая вебинар, Денис Романенко сказал: «Последствия несоблюдения законодательства в области экспортного контроля влекут за собой не только ответственность участников ВЭД, но в отдельных случаях могут привести к международным санкциям в отношении РФ из-за несоблюдения международных обязательств».

ОС ФТС

Для участников ВЭД