hartiya 1140
Еще раз о подтверждении таможенной стоимости

Еще раз о подтверждении таможенной стоимости

9 марта проведен вебинар «Перечень документов и сведений, запрашиваемых таможенным органом у декларанта в соответствии с п. 4 ст. 325 и п. 1 ст. 326 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров».

9 марта проведен вебинар «Перечень документов и сведений, запрашиваемых таможенным органом у декларанта в соответствии с п. 4 ст. 325 и п. 1 ст. 326 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров»

Вебинар провела начальник отдела контроля таможенной стоимости Северо-Кавказской электронной таможни Марина Асланова. Она отметила, что в соответствии с пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенный орган вправе запросить  коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и иные документы и сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации. Запрос осуществляется, если документы, представленные при подаче таможенной декларации, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования или законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах. При этом в пункте 5 данной статьи указано, что запрос соответствующих документов и сведений у декларанта должен быть обоснованным и содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации или иных документах, не подтверждены либо могут являться недостоверными. Перечень запрашиваемых документов определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств. В пункте 1 статьи 326. ТК ЕАЭС говорится: «При проведении проверки таможенных, иных документов и/или сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и/или содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и/или сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 настоящего кодекса». Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» установлен типовой перечень документов, которые необходимо запрашивать (пункт 8). Среди них прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения; прайс-листы, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; таможенная декларация страны отправления товаров; документы об оплате ввозимых товаров; отгрузочные листы; бухгалтерские документы о принятии ввозимых, идентичных, однородных товаров к  учету; сведения о стоимости ввозимых товаров в разрезе торговых марок, моделей, артикулов; договоры, в соответствии с которыми ввозимые, идентичные, однородные товары продаются на таможенной территории Союза; пояснения относительно оснований и условий предоставления продавцом скидок покупателю; документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации товаров, а также об их влиянии на цену; документы и сведения о перевозке товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведении иных операций, связанных с перевозкой товаров; документы и сведения, подтверждающие расходы на производимые после ввоза товаров на таможенную территорию Союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование; документы, подтверждающие отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем или отсутствие влияния такой взаимосвязи на стоимость сделки с ввозимыми товарами; документы, подтверждающие стоимость сделки с идентичными или однородными товарами при их продаже покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на таможенную территорию Союза; документы, подтверждающие таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенную по методу вычитания либо по методу сложения; иные документы и сведения, характеризующие сопутствующие продаже обстоятельства; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и иные документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности; иные документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке и реализации ввозимых товаров.

Марина Асланова подчеркнула, что одновременно с запрошенными таможенным органом документами декларантом могут быть представлены иные документы и сведения, в том числе письменные пояснения, в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в декларации на товары, для подтверждения правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров. При этом в соответствии с пунктом 10 решения Коллегии ЕЭК № 42 в качестве объяснения причин, по которым документы и сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта, не могут быть представлены или отсутствуют, рассматриваются документы, подтверждающие, что запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки, либо лицо, располагающее запрошенными документами или сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен от него ответ. По словам Марины Аслановой, декларант может это подтвердить, представив в таможенный орган скриншоты переписки в электронном виде, из которых видно, что он запрашивал такие документы у своего иностранного контрагента, контрактодержателя либо перевозчика и получил отказ. 

Также докладчица напомнила, что подробный перечень документов и сведений, которые должностное лицо таможенного органа может запросить у декларанта, содержится в пункте 19 приказа ФТС России от 21.05.2021 № 436 «Об установлении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации». Она подчеркнула, что в этом перечне указаны в том числе учредительные документы покупателя товаров, – это связано с установлением наличия или отсутствия факта взаимосвязанности сторон сделки. 

«Основным признаком, при наличии которого таможенным органом проводятся проверки по таможенной стоимости, является занижение таможенной стоимости ввозимых товаров, – сказала в заключение Марина Асланова. – Часто участники ВЭД в пояснениях нам пишут, что они не знали о том, что цена ввозимых ими товаров занижена по сравнению с ценой идентичных однородных товаров, которые ввозятся на территорию РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 ˝О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза˝ разъяснено следующее: ˝Исходя из пункта 13 статьи 38 Таможенного кодекса таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью. В то же время с учетом положений пункта 1 статьи 38 Таможенного кодекса предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой. В связи с этим судам следует исходить из того, что лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота˝ (пункт 12). В настоящее время на сайте ФТС России размещаются результаты ценовых исследований, проведенных Центром мониторинга и оперативного контроля ФТС России, где размещается информация о средних значениях стоимости той или иной номенклатуры ввозимых товаров. И декларанты могут воспользоваться этой информацией, чтобы понять, насколько цена ввозимых ими товаров сопоставима с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенных органов, соответственно, оценить перспективу проведения проверки..» 

ОС ФТС

Для участников ВЭД