Электронное обжалование

Электронное обжалование

22 июля Федеральная таможенная служба провела вебинар, посвященный новому сервису «Личного кабинета участника ВЭД», позволяющему подать в электронном виде жалобу на решение, действие/бездействие таможенных органов.

22 июля Федеральная таможенная служба провела вебинар, посвященный новому сервису «Личного кабинета участника ВЭД», позволяющему подать в электронном виде жалобу на решение, действие/бездействие таможенных органов.

Вебинар провела Светлана Леонова, заместитель начальника отдела рассмотрения жалоб Правового управления ФТС России. Вначале она обратила внимание на то, что в рамках главы 51 федерального закона от 3.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассматриваются жалобы только по тем полномочиям таможенных органов, которые установлены этим законом. Жалобы на иные решения подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральным законом от 2.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Например, функция взыскания утилизационного сбора возложена на таможенные органы постановлением правительства, поэтому жалобы по уплате утилизационного сбора не подлежат рассмотрению в рамках главы 51 «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц». Также существует особый порядок обжалования таких актов, как постановление по делам об административных правонарушениях. 

Статьей 295 закона № 289-ФЗ установлено, что жалоба рассматривается вышестоящим таможенным органом. После вступления в силу этого закона жалобы подаются через таможенный орган, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. Ранее жалобы подавались в рассматривающий орган, которому приходилось запрашивать из нижестоящего органа документы, их пересылка занимала длительное время. Теперь же в рассматривающий орган жалоба приходит уже с полным комплектом документов. Сроки подачи жалобы – три месяца со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, либо – при обжаловании бездействия – со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения (п. 2 ч. 1 ст. 289). Например, обращение лица о внесении изменений в ДТ поступило 1 марта – срок принятия решения по этому обращению истекает 1 апреля, и если к этой дате оно не принято, то с 1 апреля начинает течь трехмесячный срок обжалования. Что касается перечня документов к жалобе, он составляется по желанию заявителя. Единственная обязанность – должна быть приложена заверенная доверенность с правом подачи жалоб, если жалоба подписывается представителем юридического или физического лица. 

Затем докладчица перешла непосредственно к рассказу о сервисе подачи жалоб в «Личном кабинете участника ВЭД». Прежде всего, нужно в электронный архив декларанта добавить те документы, которые заявитель считает необходимым приложить к жалобе, также можно внести сам файл жалобы. После этого открывается опция «Все сервисы», в строке поиска вводится слово «Жалоба» и из появившегося списка выбирается сервис «Жалоба на решение, действие/бездействие таможенных органов». Справа находится кнопка «Доверенности сотрудников», где прикрепляется доверенность на подачу жалобы, которая должна быть подписана электронной подписью директора. Для входа в сервис надо нажать на расположенную слева кнопку «Подать жалобу». Сразу появится строка «Редактирование созданной жалобы» – после нажатия на нее открывается карточка жалобы, состоящая из трех вкладок. Первая вкладка «Общие сведения о заявителе» заполняется автоматически из данных «Личного кабинета». Вторая вкладка «Жалоба» – основная и третья «Перечень прилагаемых документов» заполняются заявителем. Открыв вкладку «Жалоба», пользователь прежде всего заполняет графу, где должен быть указан таможенный орган, решение, действие или бездействие которого он обжалует. Светлана Леонова показала на примере, как это делается. Допустим, заявитель обжалует решение таможенного поста Шереметьевской таможни. Он начинает вводить в графе «Таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется» код органа либо слово «Авиационный» и из всплывающего списка выбирает нужный таможенный орган. Затем нужно указать таможенный орган, через который подается жалоба, – в данном случае это Шереметьевская таможня: также набирается код либо слово «Шереметьевская» и из всплывающего списка выбирается этот орган. Третий пункт – указание таможенного органа, который будет рассматривать жалобу, – Шереметьевская таможня, поскольку она является вышестоящим таможенным органом по отношению к таможенному посту. По словам докладчицы, наиболее часто встречающаяся ошибка – указание в данной графе ФТС. Это неверно, так как в отношении таможенных постов вышестоящий орган – таможня за исключением таможенных постов центрального подчинения. «После заполнения этой вкладки переходим к предмету обжалования – это то, с чем вы не согласны, например, с классификацией вашего товара. Нажимаем на зеленый квадратик и в открывшемся окне выбираем А.6 – классификация товара по ТН ВЭД, – пояснила Светлана Леонова. – Предметы обобщены по наиболее частым темам обжалования. Если вы не нашли подходящего предмета, можно выбрать А.18 – иное». Дальше выбирается вид предмета обжалования, их три – решение, действие, бездействие. В данном примере это решение. Затем надо заполнить реквизиты обжалуемого решения – после нажатия кнопки «Добавить» открывается вкладка для реквизитов, где вводится номер решения о классификации товара и дата его принятия. По желанию можно добавить реквизиты декларации – нажать на кнопку «Добавить», во всплывающем окне выбрать «декларация на товары» и ввести полностью ее номер. После этого заполняется графа «Основания, по которым заявитель полагает, что его права нарушены» – это текстовая часть жалобы. «Обращаю внимание, что объем этой графы, как и графы ˝Дополнительная информация, которую заявитель желает сообщить˝, ограничен 500 символами, поэтому, если вы полагаете, что не уложитесь в данную графу, можете в перечень документов в электронном архиве декларанта загрузить файл жалобы в формате PDF или Word и в окне ˝Основания…˝ написать, что жалоба содержится в прилагаемом файле, – отметила докладчица. – В принципе много писать не надо: следует указать конкретно, с каким решением вы не согласны, и пояснить, почему». Далее заполняется графа «Перечень прилагаемых документов»: для этого надо нажать кнопку «Добавить» и выбрать файлы из электронного архива декларанта, которые были загружены в начале работы (при этом файлы надо периодически сохранять). В окне «PDF» можно открыть свою жалобу и посмотреть ее вид – если что-то упущено, следует вернуться и отредактировать жалобу. Затем надо проверить правильность заполнения всех полей карточки – в случае неверного заполнения система выдаст список ошибок (красным восклицательным знаком будут подсвечены незаполненные поля). После устранения ошибок необходимо повторно проверить корректность заполнения. Если все поля заполнены правильно, в левом верхнем углу появится надпись «ошибок не найдено», значит, можно сохранить жалобу и отправить ее в таможенный орган. Подача жалобы завершена.

Также на примере Светлана Леонова объяснила порядок работы с сервисом, если обжалуется решение по жалобе. Скажем, Шереметьевская таможня рассмотрела решение таможенного поста по классификации и оставила его в силе, то есть отказала в удовлетворении жалобы. В этом случае надо выбрать признак «Вторичная жалоба» и далее работать по вышеописанной схеме. Сначала заполняется карточка жалобы по аналогии с указанным ранее порядком. Орган, решение которого обжалуется, – таможенный пост; орган, через который направляется жалоба, – Шереметьевская таможня. Единственное отличие – орган, рассматривающий жалобу, – это ФТС России, так как она является вышестоящим таможенным органом по отношению к Шереметьевской таможне. Остальные поля заполняются так же, как при подаче первичной жалобы: предмет обжалования – решение по классификации товара по ТН ВЭД, указываются его реквизиты, код решения, вид предмета обжалования. Далее надо нажать на кнопку «Добавить», расположенную наверху слева, и указать в качестве органа, решение которого обжалуется, Шереметьевскую таможню. Орган, через который подается жалоба, – также Шереметьевская таможня и орган, рассматривающий жалобу, – ФТС России. В графе «Предмет обжалования» из всплывающего списка выбирается «решение по жалобе», вид предмета обжалования – решение. Добавляются реквизиты – номер, дата и код решения по жалобе. Наименование документа также «решение по жалобе», можно ввести его вручную, потому что всплывает большой список документов. Затем заполняется графа «Основания…», проверяется правильность заполнения карточки, жалоба сохраняется и отправляется в таможенный орган. 

В заключение доклада Светлана Леонова предупредила, что данный сервис предназначен для рассмотрения жалоб лишь в рамках главы 51 закона № 289-ФЗ, поэтому жалобы не по теме не рассматриваются. Кроме того, приказом ФТС России от 25 февраля 2022 года № 130 «Об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в электронной форме» предусмотрено, что в электронном виде жалоба подается только через сервис «Личного кабинета участника ВЭД», так что, если жалоба будет подана через электронную почту, – это основание для отказа, поскольку она не подписана собственноручно заявителем. Что касается вопросов, в ходе вебинара поступил вопрос только от одного слушателя. Он поинтересовался: если жалоба не удовлетворена таможенным органом, можно ли выгрузить ее из системы, чтобы представить в суд для подтверждения того, что сроки подачи не нарушены? Докладчица пояснила, что жалобу можно выгрузить в PDF-формате и распечатать, но это не доказывает, что она была подана. По ее мнению, доказательством в суде является не сам файл жалобы, а электронное сообщение из «Личного кабинета участника ВЭД» о том, что жалоба принята в обработку. Также она посоветовала в обоснование непропуска срока подачи предъявить решение по жалобе, которое заявитель получает в случае отказа в удовлетворении жалобы.  

Для участников ВЭД