hartiya 1140

УЭО - институт больших возможностей

22 апреля Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Условия и порядок получения статуса УЭО»

Перерегистрацию в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС прошли 168 белорусских участников внешнеэкономической деятельности в статусе уполномоченного экономического оператора (УЭО).

Вебинар провели представители ФТС России Александр Ступников, начальник отдела переработки и завершающих таможенных режимов Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля, и Евгений Рощин, сотрудник отдела проверок деятельности лиц Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров. Вначале Александр Ступников кратко рассказал о порядке и условиях присвоения статуса уполномоченного экономического оператора, а также о предоставляемых УЭО специальных упрощениях, отметив, что более подробная информация обо всем этом содержится на сайте ФТС в разделе «Участникам ВЭД». Из специальных упрощений для УЭО спикер особо выделил первоочередной порядок совершения таможенных операций. Он сообщил, что программные средства были доработаны под данную технологию полгода назад, и сейчас инспектор видит подсказку в очереди ДТ, если в какой-либо графе упомянут УЭО. При этом Александр Ступников признал, что в ФТС еще поступают единичные жалобы о том, что инспектор не увидел или не обратил внимание на уведомление системы, поэтому сейчас программа модифицируется таким образом, чтобы заблокировать возможность совершения таможенных операций с иными декларациями, пока не будет отработана ДТ оператора. Говоря о подаче заявления для получения статуса УЭО, докладчик подчеркнул, что заявление, которое подается исключительно в электронном виде через «Личный кабинет участника ВЭД», проходит форматно-логический контроль, и, если у претендента есть, например, неисполненное уведомление об уплате таможенных платежей, система сразу предупреждает об отказе во включении в реестр УЭО. Еще он обратил внимание на необходимость прикладывать к заявлению доверенность, если заявление подписывается не руководителем организации либо лицом, уполномоченным действовать без доверенности. Рассматриваются заявления, по словам Александра Ступникова, в срок, гораздо меньший, чем определенные законодательством 120 календарных дней, – и зависит он в первую очередь от того, насколько оперативно проведена выездная таможенная проверка. 

Об особенностях проведения выездной таможенной проверки организаций, претендующих на статус УЭО, рассказал Евгений Рощин. Он отметил, что объекты проверки при выезде в место нахождения организации разнятся в зависимости от того, какой тип свидетельства организация хочет получить, однако есть требования, общие для всех типов свидетельств, и здесь чаще всего возникают проблемы. Главным камнем преткновения является соблюдение требований к системе учета товаров. Их три: 1) осуществление раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС; 2) обеспечение возможности для должностных лиц таможенных органов доступа, в том числе удаленного, к системе учета товаров; 3) обеспечение учетной системы юрлица средствами защиты, содержащейся в ней информации. В отношении первого законодательно установленного требования: информация о ведении раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС должна быть отражена в учетной политике организации, утвержденной руководителем. Евгений Рощин пояснил: «Приведу несколько примеров. Первая категория организаций – лица, приобретающие товары для продажи. Такие лица должны отражать хозяйственные операции на счете 41 ˝Товары˝ с разделением иностранных товаров и товаров ЕАЭС на дополнительных субсчетах. Вторая категория – лица, осуществляющие производственную деятельность. Если приобретаемые ими товары участвуют непосредственно в производственной деятельности, дополнительно к ранее озвученным требованиям соответствующее разделение также должно находить отражение, допустим, на счете 10 ˝Материалы˝ с использованием дополнительных субсчетов. Третья категория – лица, осуществляющие деятельность по ввозу товаров в рамках агентских договоров. В данном случае товары учитываются на соответствующих забалансовых счетах также с использованием субсчетов. При этом у всех названных категорий лиц автоматизированные программные средства, которые используются для ведения бухгалтерского учета, также должны позволять осуществлять раздельный учет». Докладчик акцентировал внимание на выявляемые в ходе проверок ошибки. Например, организация имеет раздельные субсчета, но товары Союза учитываются на субсчете, предназначенном для иностранных товаров, либо наоборот – иностранные товары учитываются на субсчете, предназначенном для товаров РФ или ЕАЭС, что является нарушением установленных требований. Иногда программные средства, в которых ведется бухгалтерский учет организации, не позволяют осуществлять выборку отдельно по иностранным товарам и товарам Союза и не допускают возможности осуществить поиск товаров или предоставить удаленный доступ таможенному органу. Последнее связано со вторым требованием: предоставление удаленного доступа таможенного органа к системе учета товаров лица может быть осуществлено одним из трех способов: подключение к системе учета посредством веб-браузера, либо с применением программы удаленного доступа, либо посредством информационного оператора. Спикер отметил, что были случаи, когда организация пыталась организовать удаленный доступ посредством видео-конференции – должностное лицо таможенного органа говорит, какие показатели хотел бы увидеть, а представитель компании их демонстрирует в системе учета товаров. Такой способ не может являться удаленным доступом. Также отмечались ситуации, когда организация отказывала таможенному органу в предоставлении удаленного доступа, ссылаясь на коммерческую тайну, корпоративную политику по защите информации и т.д. «В таких случаях мы не можем проверить соблюдение лицом данного требования, соответственно организация не получит статус УЭО», – констатировал Евгений Рощин. Третье требование, проверяемое таможенниками, – наличие у организации средств защиты информации в системе учета товаров: это установка лицензионных сертифицированных операционных систем, ограниченный доступ к ресурсам должностных лиц организации, наличие у информационной системы возможности восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа.

Во второй части вебинара Александр Ступников рассказал о перспективах развития института УЭО. Он отметил, что с теми государствами, где этот институт достаточно разработан, ФТС России ведет переговоры по взаимному признанию операторов. Там же, где таможенная служба к этому не готова, осуществляется модернизация «зеленых коридоров» для УЭО. Такой проект уже реализован с Азербайджаном. Российские операторы вправе в нем участвовать по умолчанию, каких-то заявлений не требуется. «Если вы имеете свидетельство УЭО любого типа и импортируете товар от компании, включенной в Азербайджане в ˝зеленый коридор˝ (компания низкого уровня риска), то вам предоставляются преференции в части ускоренного совершения таможенных операций и снижения проверочных мероприятий при выпуске, – пояснил спикер. – Только вам нужно уточнить, включила ли таможенная служба Азербайджана вашего контрагента в этот проект, и при импорте товаров вы должны указать в графе ˝Отправитель˝ уникальный номер этой организации». Сейчас ФТС России ведет работу по обновлению «зеленых коридоров» с Ираном и Таджикистаном. Что касается взаимного признания УЭО, протокол об этом в феврале этого года был подписан с Главным таможенным управлением КНР, реализация проекта начнется в ближайшее время. С российской стороны в нем смогут участвовать уполномоченные экономические операторы III типа, со стороны КНР – УЭО наивысшего уровня доверия. Российские операторы должны будут указывать в графе «Отправитель» уникальный номер контрагента, который присвоен ему ГТУ КНР,  в графе 14 – свой номер свидетельства. Также готовятся дорожные карты по взаимному признанию с Индией, Узбекистаном и рядом других государств.

Отдельно докладчик остановился на новых специальных упрощениях для УЭО. Он напомнил, что постановлением Правительства РФ от 2.04.2022 № 565 существенно увеличен срок исполнения уведомлений об уплате таможенных платежей: в общем порядке он составляет 10 рабочих дней с даты получения, для операторов – 45 календарных дней. Кроме того, готовится проект решения Совета ЕЭК о возможности операторам со свидетельствами II и III типа маркировать товары на собственных площадках. Также ФТС России готовит для УЭО упрощенный порядок получения разрешения на переработку на таможенной территории и для внутреннего потребления. В завершение своего доклада Александр Ступников обратил внимание на необходимость операторов соблюдать законодательно установленные обязанности: «Было достаточно много случаев лишения организации статуса УЭО из-за несоблюдения своих обязанностей. Так, необходимо уплачивать таможенные платежи в срок, указанный в уведомлении. Если организация не соблюдает этот срок и таможенный орган взыскивает платежи принудительно (даже с лицевых счетов или с банковской гарантии) – это нарушение. Двукратное нарушение в течение года влечет за собой лишение статуса УЭО. Еще одна обязанность – уведомить Федеральную таможенную службу в течение 14 календарных дней, если поменялся главный бухгалтер, руководитель, директор, акционер, учредители. Вы направляете нам уведомление через ˝Личный кабинет участника ВЭД˝, и мы проверяем это лицо на наличие фактов непогашенной судимости. Было много случаев, когда организация не уведомляла о смене директора, что приводило к приостановлению деятельности УЭО». 

Затем докладчики ответили на вопросы слушателей. Один из участников просил пояснить, как заполнить новые сведения в заявлении (так как вступило в силу решение ЕЭК с обновленной формой заявления), если в форме заявления в личном кабинете соответствующие графы не добавлены, например, название компании на латинице, паспортные данные лиц. Представители ФТС России ответили, что доработка программных средств идет, но еще не закончена, поэтому пока заявление заполняется по старой форме. Название организации на латинице, если его нет в уставе организации, можно представить в любом виде, например, приложив дополнительное письмо. Если эти сведения не будут указаны, ФТС их запросит в рабочем порядке. Второй вопрос: какие организации могли бы выдать поручительство для УЭО? Александр Ступников сообщил, что на сайте ФТС России есть перечень организаций, с которыми заключено соглашение о представлении поручительства. Предоставить поручительство может любая организация из этого перечня, однако на практике данный способ обеспечения не пользуется популярностью при получении статуса УЭО. Еще один вопрос: если было приостановлено действие свидетельства УЭО из-за отсутствия обеспечения, нужно ли проходить заново процедуру получения статуса или достаточно предоставления новой банковской гарантии? Ответ: если действие свидетельства приостановлено по причине несоответствия требованиям к площадкам, отсутствия обеспечения или несоблюдения требований к системе учета, оператор должен в течение 120 календарных дней с даты приостановления устранить нарушение. Если в течение этого срока нарушение не устранено, свидетельство отзывается и статус УЭО прекращается, так что необходимо будет заново проходить всю процедуру полностью. Следующий участник спросил: если было лишение статуса УЭО из-за нарушения, через год можно подать документы на получение статуса? «Если вы были лишены статуса УЭО за административное нарушение или несоблюдение требований по деофшоризации, то есть применяли упрощения в отношении товаров, которые следуют из офшорных зон, либо за которые вы осуществляли оплату через офшорные зоны, или имеете неоднократное неисполнение обязанностей оператора, то вы можете подать заявление только через год. Если же вы были лишены статуса за несоблюдение требований к площадкам, отсутствие обеспечения и т.д., можно буквально на следующий день после лишения статуса вновь подать заявление», – пояснил Александр Ступников. Возможно ли совмещение статусов УЭО и резидента СЭЗ? – Возможно. Уполномоченный экономический оператор может одновременно быть и владельцем СВХ, и таможенным представителем, и включаться в иные реестры. Но при этом надо помнить, что обязанности УЭО организация должна исполнять постоянно, даже если она не применяет специальные упрощения. Существуют ли готовые программные продукты системы учета товаров с возможностью удаленного доступа таможни? Спикеры ответили, что таможенным органам совершенно неважно, какое программное средство использует оператор: он может разработать собственное программное средство или использовать любую программу удаленного доступа, которых в интернете огромное количество. Главное, чтобы у таможенных органов была возможность просмотра тех сведений, которые их интересуют. Один из слушателей поинтересовался, планируется ли издание порядка внесения изменений в заявление о выпуске до подачи? Александр Ступников прокомментировал этот вопрос так: «Пока не планируется. Эта тема многократно обсуждалась в ЕЭК, и стороны пришли к единому мнению. Если вы обнаружили несущественное расхождение, не влияющее на уплату таможенных платежей, изменение кода товара, не влекущее изменение запретов и ограничений, вы подаете ДТ, в которой указаны все те же сведения, что в заявлении. Одновременно вы подаете корректировку декларации на товары с обоснованием, что были допущены ошибки, и сведения, указывающие, в чем именно эти ошибки заключаются. Мы считаем, и эта позиция поддерживается другими странами ЕАЭС и ЕЭК, что вы хотя бы должны знать, что декларируете. Мы понимаем, что какие-то уточнения могут быть, но если задекларированы, например, трикотажные изделия, а по факту ввозятся запчасти, то в этом случае, наверное, не очень правильно применять специальные упрощения». На последний вопрос – об отчетности УЭО – ответил Евгений Рощин. Он напомнил, что в соответствии с приказом ФТС России от 20.12.2018 № 2077 уполномоченные экономические операторы обязаны до 30 апреля года, следующего за отчетным, представить отчетность в таможенную службу. Отчетность представляется в электронном виде через «Личный кабинет участника ВЭД», однако в случае технического сбоя, большого объема информации и т.п. допускается направить отчетность в ФТС письмом, продублировав эту информацию на диске или флеш-накопителе. «Если организация в течение года не пользовалась специальными упрощениями или у нее нулевая отчетность, такая отчетность также подается, только с заполнением граф по нулям, – отметил Евгений Рощин. – Кроме того, у операторов, которые по каким-то причинам лишились статуса, сохраняется обязанность представления отчетности за последний год: если статус утрачен, например, в 2021 году, то в 2022 году организация обязана отчетность подать». Ответы на оставшиеся вопросы спикеры пообещали разместить на сайте ведомства в разделе «Вебинары по таможенной тематике».

Источник: ОС при ФТС России

Для участников ВЭД