hartiya 1140
Внесены многочисленные изменения в НК России

Внесены многочисленные изменения в НК России

Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» помимо увеличения акцизов на табачную и алкогольную продукцию вносит многочисленные изменениями в Налоговый кодекс РФ.

 Документом предусмотрено усиление контроля за трансфертным ценообразованием. Так, расширяется перечень взаимозависимых лиц, сделки которых подлежат контролю на предмет применения рыночных цен. Взаимозависимыми будут признаваться контролирующее лицо и его контролируемые иностранные компании, а также лица, которые контролируют одни и те же компании. Взаимозависимыми будут считаться и организации, находящиеся под контролем физлиц – близких родственников, пояснял ранее замглавы Минфина России Алексей Сазанов. В рамках сведений о контролируемых сделках необходимо будет раскрывать цепочку перепродажи, которая находится за пределами РФ, чтобы «понимать, применялись ли рыночные цены в сделках между взаимозависимыми лицами», отмечал замминистра. Это касается экспорта нефти и выработанных из нее товаров, черных и цветных металлов, минеральных удобрений, драгоценных металлов и драгоценных камней. При этом из перечня контролируемых исключаются сделки, которые попадают под контроль в результате приостановки положений налоговых соглашений РФ с отдельными странами. 

Группы компаний, которые осуществляют внешнеторговые сделки и чьи активы в основном расположены в РФ, будут представлять консолидированную финансовую отчетность группы и финансовую отчетность компаний, которые участвуют в таких сделках в рамках группы. Одновременно штраф за непредставление налоговому органу уведомлений о таких сделках или представление недостоверных сведений увеличивается до 100 тысяч с 5 тысяч рублей, уведомлений об участии в международной группе компаний – до 500 тысяч с 50 тысяч рублей за каждый факт такого нарушения. Штраф за непредоставление странового отчета, а также национальной или глобальной документации, относящейся к международной группе компаний, или предоставление их с недостоверными сведениями увеличивается до 1 миллиона со 100 тысяч рублей. Если в контролируемых сделках будут применяться нерыночные цены, разница с рыночной ценой будет признаваться как выплата дивидендов, и соответственно, облагаться налогом в 15%. За нерыночные цены штрафные санкции по совокупности составят 50% от той суммы, на которую была занижена цена сделки в области внешней торговли. 

Также при доначислении налогов законопроект предусматривает переход на использование медианного значения интервала рентабельности вместо минимального значения рыночного интервала. Все эти изменения вступают в силу с 1 января 2024 года. Они будут применяться к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ начиная с 2024 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента РФ. К сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны до 1 января, будут применяться действующие сейчас нормы.

 Законом также предусматривается восстановление для компаний некоторых налоговых льгот, действовавших до приостановки отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми государствами. Восстанавливаются налоговые льготы, которые действовали ранее для российских компаний при платежах за рубеж и действие которых было приостановлено в связи с Указом Президента РФ от 8 августа 2023 года «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения». Речь идет о таких платежах, как выплаты процентов иностранным банкам и иностранным экспортно-кредитным агентствам, покупка морских судов, роялти за права на трансляции с международных и иностранных спортивных событий, а также права пользования международным развлекательным и спортивным контентом, лизинговые платежи на самолеты, включая вспомогательные силовые установки и авиационные двигатели, по заключенным до 5 марта 2022 года договорам, а также лицензионные платежи по действующим лицензионным договорам за предоставление права пользования программным обеспечением и иными нематериальными активами, не имеющими аналогов на российском рынке. Как отмечалось в сопроводительных материалах к закону, предлагаемый порядок налогообложения будет применяться при условии подтверждения наличия у иностранных организаций фактического права на получаемый доход и подтверждения факта отсутствия взаимозависимости между российской организацией, выплачивающей доход, и иностранной организацией – получателем дохода. 

Законом также предусматриваются изменения в порядке уплаты НДС. Для предотвращения создания схем по уклонению от уплаты НДС, в том числе в случае, когда товары реализуются хозяйствующими субъектами стран ЕАЭС российским физическим лицам, не являющимся плательщиками НДС, на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров. Обязанность по исчислению и уплате НДС при ввозе в РФ товаров с территории государств – членов ЕАЭС с участием посредников возлагается на организации, оказывающие соответствующие услуги. 

Прайм