hartiya 1140

ФТС разъяснила порядок хранения таможенными органами изъятых товаров

При передаче на хранение в сторонние организации товаров, изъятых (арестованных) в рамках производства по делам об административных правонарушениях, предметов и документов, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела (вещественные доказательства), таможенные органы руководствуются следующим.

В отношении изъятых (арестованных) товаров таможенный орган, в производстве которого находится дело об АП, обязан принять необходимые меры по обеспечению их сохранности до разрешения дела по существу[1]. Приобщенные к уголовному делу вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо истечения срока обжалования решения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением отдельных категорий предметов[2]. В постановлении по делу об АП должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах[3]. При вынесении приговора, определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах[4]. Товары, подлежащие таможенному декларированию, в отношении которых принято решение об их возврате, в том числе в случае отмены решения о конфискации товаров либо замены наказания (взыскания) в виде конфискации иным видом наказания (взыскания), должны быть помещены на временное хранение не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решений, перечисленных в пункте 4 статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. В случае если в отношении товаров, подлежащих возврату, до истечения вышеуказанного срока подана таможенная декларация, их помещение на временное хранение не осуществляется[5]. Таможенные органы (при отсутствии возможности обеспечить хранение в таможенном органе) для хранения изъятых (арестованных) товаров в сторонних организациях заключают государственные контракты (договоры) на возмездной либо безвозмездной основе. Возмездные договоры связаны с расходованием бюджетных средств, в связи с чем они заключаются в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по которому заказчики при осуществлении закупок товаров, работ, услуг используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)[6]. При заключении безвозмездных договоров положения Федерального закона № 44-ФЗ таможенными органами не применяются[7]. Таможенные органы при выборе сторонних организаций учитывают в том числе место расположения склада, свободную площадь используемых на складах помещений для хранения товаров, а также соблюдение необходимых условий хранения для отдельных видов товаров. Во время действия безвозмездного договора (с момента применения меры обеспечения административного производства (изъятие/арест) до вступления постановления по делу об АП в законную силу у лица, являющегося законным владельцем (собственником) товаров, расходы (издержки) за их хранение не возникают[8]. Со дня, следующего за днем вступления в законную силу постановления по делу об АП, в котором указано, что изъятые (арестованные) товары подлежат возврату законному владельцу, действие безвозмездного договора между таможенным органом и сторонней организацией – хранителем в отношении указанных товаров прекращается. С этого дня бремя содержания принадлежащего имущества (товара) несет его законный владелец (собственник). В связи с чем хранитель со дня, следующего за днем вступления постановления по делу об АП в законную силу, вправе требовать от него возмещение расходов, связанных с их хранением[9]. Расходы на хранение вещественных доказательств по уголовным делам отнесены к процессуальным издержкам[10] и возмещаются за счет средств федерального бюджета или по решению суда взыскиваются с осужденных[11]. В случае хранения вещественных доказательств по уголовному делу на основании безвозмездного договора расходы за их хранение у лица, являющегося законным владельцем (собственником) предметов, не возникают. Со дня, следующего за днем вступления в законную силу приговора, вынесения постановления или определения о прекращении уголовного дела, организация – хранитель по договору безвозмездного хранения предметов, признанных вещественными доказательствами по уголовному делу, вправе требовать оплату за их хранение с законного владельца (собственника)[12]. [1] Часть 3 статьи 26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. [2] Часть 1, 2 статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. [3] Часть 3 статьи 29.10 КоАП РФ. [4] Часть 3 статьи 81 УПК РФ. [5] Пункт 6 статьи 98 ТК ЕАЭС. [6] Часть 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ. [7] Письма Минфина России от 23.08.2017 № 24-02-07/54128, от 29.11.2017 № 24-01-10/79406. [8] Статья 24.7 КОАП РФ. [9] Статьи 210, 889, 896, 899 Гражданского кодекса Российской Федерации. [10] Пункт 6 части 2 статьи 131 УПК РФ. [11] Части 1, 2 стати 132 УПК РФ. [12] Статьи 210, 889, 896, 899 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Источник: ФТС России