hartiya 1140

Техническое регулирование в ЕАЭС нуждается в улучшении

На заседании президиума Делового совета ЕАЭС, которое состоялось в режиме видеоконференции, выступил министр по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко.

Среди задач, в решении которых не обойтись без активного участия бизнеса союзных стран, министр назвал необходимость ускорения сроков разработки единых обязательных требований к продукции и процессам ее производства. «Мониторинг исполнения Плана разработки технических регламентов ЕАЭС и изменений к ним показал, что с 2014 года из запланированных 23 проектов технических регламентов разработано только 12, а из 37 проектов изменений к ним – 11, – отметил Виктор Назаренко. – По всем невыполненным позициям Плана сроки разработчиками сорваны на два года и более». В качестве причин министр указал на нередко формальное отношение в государствах ЕАЭС к проводимым процедурам согласования, незаинтересованность уполномоченных органов в установлении четких единых обязательных требований, принятие которых исключит возможность регулировать рынок с помощью национальных ведомственных документов. Говоря о стандартизации, Виктор Назаренко подчеркнул, что потребность в современных стандартах непрерывно растет. При этом ни одна из стран Союза пока не поддержала предложение Комиссии о совместном финансировании разработки межгосударственных стандартов. В связи с этим он предложил представителям бизнеса стран ЕАЭС принять более активное участие в решении данной проблемы. Министр также акцентировал внимание на накопившихся проблемах в сфере аккредитации и оценки соответствия, которые не только не решаются, но и усугубляются. Так, даже в условиях ограничений в мире в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией отдельные органы по оценке соответствия стран ЕАЭС умудряются проводить анализ производства в третьих государствах с массовой выдачей сертификатов на серийно выпускаемую зарубежную продукцию. На деятельность таких органов по сертификации ЕЭК постоянно обращает внимание соответствующих госорганов всех стран Союза, в том числе правоохранительных, но действенных мер с их стороны, в первую очередь со стороны органов аккредитации и госнадзора, по пресечению необоснованной выдачи документов об оценке соответствии не предпринимается. Недостаточный контроль со стороны уполномоченных органов стран Союза за деятельностью по выдаче сертификатов на серийно выпускаемую зарубежную продукцию привел к тому, что ЕАЭС практически открыл свой рынок для импорта. Если к необоснованной выдаче сертификатов добавить отсутствие в странах скоординированных реальных мер по противодействию обороту контрафактной и фальсифицированной импортной продукции, то для третьих стран на рынке Союза созданы благоприятные условия для «свободной торговли» при наличии для промышленности стран ЕАЭС целого ряда внутрисоюзных барьеров. Министр ЕЭК отметил «крайне низкую эффективность взаимодействия надзорных органов Союза по созданию надежного механизма защиты единого рынка от небезопасных товаров». Опыт пилотного проекта по созданию информационной системы Союза об опасной продукции, который отрабатывается на примере шести технических регламентов ЕАЭС (на низковольтное оборудование, продукцию для детей и подростков, игрушки, транспортные средства, мясную и молочную продукцию), продемонстрировал возможности видеть результаты работы каждого надзорного органа, участника проекта, получать достоверную информацию о соблюдении требований безопасности по находящейся в обращении продукции. «Вызывает озабоченность самоустранение ряда надзорных органов от участия в проекте, – сказал министр. – Комиссия очень заинтересована в том, чтобы бизнес и члены Делового совета ЕАЭС не оставались в стороне от решения этих вопросов». 

Источник: ЕЭК