hartiya 1140

Началась работа над регулированием нового вида торговли

30 апреля Ассоциацией экспресс-перевозчиков при участии ведущих сотрудников ЕЭК и ФТС России проведена видеоконференция, посвященная вопросам таможенного регулирования трансграничной интернет-торговли. 

Модератор видеоконференции Галина Донцова, консультант Ассоциации экспресс-перевозчиков, предваряя дискуссию, отметила, что тема интернет-торговли сегодня актуальна как никогда, и пообещала, что результаты обсуждения после детальной проработки лягут в основу пакета инициатив, который будет представлен на рассмотрение рабочей группы ЕЭК по вопросам трансграничной электронной торговли. 

Конференция началась с выступления Дмитрия Некрасова, директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, который напомнил, что Комиссия еще при разработке Таможенного кодекса ЕАЭС предпринимала попытки включить в него нормы, подводящие правовую основу под новый вид торговли, каким является электронная коммерция, однако на тот момент масштабы этого явления многими не осознавались. Но сегодня вопрос назрел, подчеркнул докладчик. Хаотичный рынок не позволяет обеспечить надежную защиту потребителей и соблюдение баланса интересов всех участников интернет-торговли, поэтому Межправсовет 10 апреля поручил Коллегии Евразийской экономической комиссии совместно со странами Союза сформировать эффективные механизмы комплексного правового регулирования в этой сфере. Сейчас формируется рабочая группа по вопросам трансграничной электронной торговли, которую возглавит министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. Работа будет вестись по трем направлениям: 1) поиск решения, какие товары должна относиться к данной категории; 2) разработка порядка, способов и уровня таможенного и налогового обложения таких товаров; 3) определение особенностей технического регулирования и нетарифных мер в отношении этих товаров. Сформулировать категорию товаров интернет-торговли рабочая группа должна в течение полугода, причем сюда будут отнесены товары, предназначенные как для физических, так и для юридических лиц. Один из главных признаков – приобретение товаров на онлайн-площадках, то есть по сути это любые покупки через интернет. «Предстоят тяжелые дискуссии, – признал Дмитрий Некрасов, – и не только с российской стороной, многое будет зависеть от мнения других стран Союза». Вопрос Галины Донцовой касался позиции ЕЭК в отношении предложения Российской Федерации ввести в правовое поле понятие «уполномоченный оператор интернет-торговли». «Миллионы посылок, поступающих через почту или экспресс-перевозчиков, с трудом вписываются в сегодняшнее законодательство, – отметил спикер, – и рабочая группа будет искать приемлемые способы таможенного администрирования, в том числе планируется рассмотреть предложение РФ о введении специализированных лиц. Но возможен и другой вариант – наделение дополнительными функциями существующих лиц, например, таможенного представителя, уполномоченного экономического оператора». Один из вопросов, заданных участниками вебинара, касался возможности использовать таможенный склад при интернет-торговле В2С? Дмитрий Некрасов ответил, что сегодня это невозможно, и правильно, поскольку можно завезти на таможенный склад миллион грузов и выпускать как товары для физлиц: по сути это была бы схема уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей. Но когда будет выделена категория товаров интернет-торговли и для нее введено соответствующее обложение платежами, тогда можно и такой вариант запустить в работу: завозить на таможенный склад большие партии, обеспечивать в отношении этих товаров уплату таможенных платежей, соблюдение мер технического и нетарифного регулирования и затем выпускать по мере надобности. 

Илья Кабанов, заместитель начальника отдела специальных вопросов торгового регулирования Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии, добавил к докладу первого спикера несколько деталей, касающихся текущего состояния интернет-торговли в Союзе. Он подчеркнул, что, хотя электронная торговля как отдельный вид торговли сегодня сформировалась, но существует пока только в сегментах В2С, то есть от бизнеса (интернет-площадка, интернет-магазин или сам производитель) к потребителю, и С2С, когда физические лица торгуют между собой (например, eBay, где поставщиками выступают частные лица, да и при покупке на AliExpress в почтовой декларации отправителем указывается не компания, а частное лицо). Формат В2В на текущий момент отсутствует, поскольку нет возможности заключить внешнеторговый контракт в электронной форме. Интернет-торговля в сегменте В2С нашла некоторое отражение в нормах ТК ЕАЭС (определены пороги беспошлинного ввоза) и в соглашениях о свободной торговле, которые Союз заключил с Вьетнамом, Сербией, Китаем и Сингапуром, но другие аспекты в правовом отношении не урегулированы. Например, нет защиты потребителей: на купленные в онлайн-магазинах и площадках (особенно китайских) товары не предоставляется сертификат соответствия техрегламентам не только ЕАЭС, но также техрегламентам КНР либо стоят поддельные отметки. Кроме того, сегодня, по словам Ильи Кабанова, появилась новая проблема: как регулировать перемещение нефизических, то есть цифровых товаров. По этому вопросу в настоящее время идет дискуссия во Всемирной торговой и Всемирной таможенной организациях. 

Тему международного регулирования онлайн-торговли продолжил Вадим Козаев, начальник отдела анализа рисков и постконтроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии. Он напомнил, что в 2018 году Всемирной таможенной организацией были утверждены Рамочные стандарты трансграничной электронной торговли. На основе этих стандартов ЕЭК начала постепенно восполнять правовые пробелы в этой сфере. На сегодня разработаны пассажирская таможенная декларация для экспресс-грузов (ПТДЭГ) и декларация на товары для экспресс-грузов (ДТЭГ): приняты и вступили в силу Решение Коллегии ЕЭК от 28.08.2018 № 142 «О таможенном декларировании товаров, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием декларации на товары» и Решение Коллегии ЕЭК от 16.10.2018 № 158 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием пассажирской таможенной декларации». Недавно разработаны формы корректировок ДТЭГ и ПТДЭГ (Решение Коллегии ЕЭК от 14.04.2020 № 48 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 августа 2018 г. № 142» и Решение Коллегии ЕЭК от 14.04.2020 № 49 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 октября 2018 г. № 158»). Многих участников вебинара интересовал вопрос: почему в последних документах не прописан вариант оформления деклараций для экспресс-грузов, если превышен лимит беспошлинного ввоза? «В данных решениях мы утвердили форму корректировки декларации и порядок ее заполнения, – пояснил Вадим Козаев, – порядок внесения изменений в ПТДЭГ и ДТЭГ будет урегулирован в двух отдельных решениях ЕЭК». 

Однако больше всего вопросов со стороны участников было задано, как и следовало ожидать, представителям Федеральной таможенной службы, – Ирине Тетеревой, начальнику отдела специальных таможенных процедур Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, и Валерию Решетникову, и.о. заместителя начальника ГУФТДиТР ФТС России. Предваряя дискуссию, Ирина Тетерева отметила, что таможенная служба первая столкнулась с лавинообразным ростом интернет-торговли и, понимая, что эта категория товаров не вписывается в действующее законодательство, уже с 2014 года начала проводить эксперименты по оформлению таких товаров, часть результатов которого были позже учтены при издании актов ЕЭК. Главной новостью в выступлении Ирины Тетеревой стало заявление о том, что ФТС России подготовлен проект приказа, реализующего нормы статей 192 и 194 федерального закона о таможенном регулировании № 289, который заменит действующий приказ ФТС России от 5.07.2018 № 1060 «О Порядке использования пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки) в адрес физических лиц, содержащей сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов». Проект приказа пока находится в Минфине, поэтому представители ФТС России не стали подробно рассказывать о его содержании, подчеркнув, что многое взято из приказа № 1060, но технология будет осуществляться уже в штатном режиме, а не в рамках эксперимента. Спикер остановилась только на нескольких вопросах по проекту приказа. Просили прокомментировать разницу в терминах «лица, осуществляющие декларирование товаров, доставляемых в адрес физических лиц в качестве экспресс-грузов» (п. 3 ст. 192 ФЗ-289) и «лица, осуществляющие доставку экспресс-грузов, наделенные правом уплаты таможенных платежей» (п. 4 ст. 194 ФЗ-289). «В федеральном законе четко сформулированы требования к лицам, которые осуществляют доставку, и требования в отношении лиц, которые осуществляют декларирование. Это может быть одно лицо, а могут быть разные лица», – пояснила Ирина Тетерева. Отвечая на вопросы слушателей, она сообщила, что в проекте приказа сохранено требование о нахождении таможенного представителя в реестре непрерывно в течение двух лет. При этом прерыванием срока считается даже кратковременное исключение из реестра за небольшую задолженность. В связи с этим участники вебинара напомнили, что в Таможенном кодексе ТС была норма о приостановлении свидетельства таможенного представителя и предложили включить аналогичное положение в ТК ЕАЭС. Представители ФТС России сообщили, что таможенная служба не возражает против такой поправки, но с этой инициативой надо обращаться в ЕЭК, где сейчас как раз идет формирование пакета предложений по внесению изменений в кодекс, – сторонам поручено представить их к августу, после чего начнется детальная работа над ними. 

Ряд вопросов был задан и в отношении пока еще действующего приказа № 1060. Например, планируется ли увеличение количества товаров в одной декларации (сейчас ПТДЭГ не должна содержать сведения о товарах, доставляемых более чем в 100 отправлениях)? Пояснили, что ограничение связано с возможностями программных средств, после их доработки ФТС России обещает вернутся к этому вопросу. Также потребовалось разъяснение, должен ли таможенный представитель быть участником эксперимента по приказу ФТС России № 1060, чтобы иметь возможность работать по нормам Решения Коллегии ЕЭК № 158? Ответ – должен, поскольку акт Комиссии устанавливает лишь форму и порядок заполнения декларации, которая заменила реестр, указанный в приказе № 1060, а в приказе ФТС России пошагово описана технология, определяющая порядок совершения всех таможенных операций в отношении данной категории товаров. Многих волнует проблема возврата товара, задекларированного по ДТЭГ: можно ли по такой же упрощенной форме оформить вывоз? Ирина Тетерева уточнила, что в приказе № 1060 есть норма, позволяющая осуществлять возврат товаров по упрощенной форме, в отношении которых принято решение об отказе в выпуске, то есть они не покидали зону таможенного контроля. Если товар уже выпущен, он получает статус товара ЕАЭС, и таможенный представитель может осуществить его вывоз, задекларировав от имени физлица с применением пассажирской таможенной декларации. «Поскольку ФТС России получает много запросов о востребованности данной технологии, недавно было принято решение в кратчайшие сроки внести изменение в программные средства, чтобы действующая в рамках приказа № 1060 технология применялась и в отношении вывозимых товаров, – проинформировала Ирина Тетерева. – Думаю, в этом году такая возможность будет реализована». Еще один вопрос касался отсутствия автоматизации снятия грузов с учета на временном хранении после выпуска товаров. По словам Ирины Тетеревой, программные средства ФТС России доработаны и после выпуска товаров формируется автоматическое уведомление о факте выпуска товара и возможности его выдачи с СВХ. Проблема связана с тем, что ФТС России формирует электронное уведомление в привязке к индивидуальной накладной, и теперь задача владельцев СВХ доработать оформление ДО в части сведений об индивидуальных накладных. 

Валерий Решетников как представитель платежного блока прокомментировал обращения слушателей, связанные с уплатой таможенных платежей. Был затронут вопрос, что при оформлении по ДТЭГ в рамках приказа № 1060 выпали товары стоимостью до 1000 евро, которые подпадают под данный порядок в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК № 142 (п. 2а). Валерий Решетников согласился с тем, что нужно как можно скорее внести изменения в законодательство, чтобы устранить эту правовую коллизию, возникшую из-за смены терминологии. Еще одна просьба от участников вебинара – оставить возможность для физических лиц самим уплачивать таможенные платежи, поскольку многие не хотят пользоваться услугами посредников (по приказу № 1060 таможенные платежи уплачивает таможенный представитель, подающий декларацию). «Физическое лицо может обойтись без посредников только в том случае, если лично придет в кассу таможенного органа, – пояснил Валерий Решетников, – во всех других случаях будет посредник. Тем не менее после обращений о сохранении прежнего порядка этот вопрос сейчас прорабатывается. Принципиальных возражений у ФТС России нет, если это будет признано целесообразным, готовы внести соответствующие изменения в приказ № 1060. Но в перспективе в таможенной службе хотели бы видеть плательщиком платежей уполномоченного оператора электронной торговли». Наконец, речь зашла о последнем законопроекте, подготовленном Минфином, о внесении изменений в закон № 289, вводящем обязательство для экспресс-перевозчиков вносить авансовые платежи и поддерживать их неснижаемый остаток в размере не менее 1 млн евро для уплаты таможенных платежей физическими лицами, которым доставляются товары из иностранных интернет-магазинов. Эти поправки, размещенные на regulation.gov.ru в апреле, вызвали многочисленные возражения со стороны бизнеса. Это и неудивительно, ведь в настоящее время каждый экспресс-перевозчик обязательно выступает таможенным представителем с банковской гарантией на 500 тысяч евро в качестве обеспечения своей деятельности. Участники мероприятия отметили несправедливость требования добавлять к сумме 500 тысяч евро еще 1 млн евро. Кроме того, нет полной ясности, каким образом вносить этот аванс на лицевой счет, например, возможно ли его внесение банковской гарантией, которая будет являться неснижаемым остатком на лицевом счете таможенного представителя или экспресс перевозчика. Вопросов возникает много, однако представители ФТС России уточнили, что это уже компетенция Минфина. При этом было отмечено, что, вероятно, финансовые аспекты при подготовке нового приказа на замену № 1060 и поправок в закон № 289 будут рассматриваться в совокупности.

Завершая обсуждение, Галина Донцова заверила, что те вопросы, на которые в рамках видеоконференции не удалось получить ответа, будут оформлены в виде консолидированной позиции бизнеса и направлены на рассмотрение в ЕЭК и соответствующие ведомства.