hartiya 1140

Первые шаги ЦЭДов

Московская областная таможня провела «круглый стол» с участниками ВЭД, на котором обсуждались первые итоги работы Центра электронного декларирования, созданного на базе МОТ, в том числе проблемы, возникающие как у бизнеса, так и у таможенников в связи с переходом на новый формат работы.

Московский областной таможенный пост – Центр электронного декларирования, созданный на базе Московской областной таможни, начал работу с 29 января. На первом этапе в ЦЭДе был сосредоточен объем экспортных и импортных деклараций, оформляемых ранее на таможенных постах Краснозаводский, Ступинский, Давыдовский, Волоколамский, Коломенский, Михневский, Акуловский, Лобненский и Кубинка.

Участвовали в работе «круглого стола», посвященного переходу на полномасштабную работу ЦЭДа, сотрудники таможенных постов МОТ, а также представители компаний, оформляющих товары на этих таможенных постах. Немаловажно, что на столь важном мероприятии, посвященном первым шагам ЦЭДов, присутствовали члены Общественного совета при ФТС России во главе с его председателем Леонидом Лозбенко.

Открывая обсуждение, Вячеслав Голоскоков, начальник Московской областной таможни, отметил, что за 10 дней работы Московского областного центра электронного декларирования выпущено 5 с лишним тысяч деклараций, общий вес выпущенных товарных партий составил 44922 тонн стоимостью более 250 миллионов долларов США, в федеральный бюджет перечислено 3,4 миллиарда рублей. «Мы обрабатываем рекордное количество деклараций, работаем в режиме острого цейтнота. В моменты пиковой нагрузки инспектор выпускает 40 деклараций за 12-часовую смену, – подчеркнул Вячеслав Голоскоков. – Такой нагрузки не было ни на одном существующем посту таможни».

Среди основных проблем, которые возникают при работе по новой схеме у таможенников, назывались ошибки при заполнении деклараций участниками внешнеэкономической деятельности, изменения в рамках информационных технологий, неравномерна подача деклараций в течение дня. Как правило, пиковая нагрузка начинается с 10 утра и продолжается до 2 часов дня. У бизнеса тоже возникает немало проблем, большая часть которых связана с тем, что с началом работы Центра электронного декларирования полностью оборвалась связь между таможенными инспекторами и участниками внешнеэкономической деятельности. Собственно, разрыв этой связи декларируется руководством ФТС как одна главных целей создания ЦЭДов. Однако на практике этот оказалось вовсе не таким позитивным фактором, как считали авторы идеи ЦЭДов. Например, представители складов не получают информацию о том, на каком этапе находится таможенное оформление. «Раньше в таких случаях мы шли на этаж выше и задавали вопрос таможеннику: в чем проблема? – рассказал Алексей Агафонов, генеральный директор СВХ ООО «Северная звезда». – Сейчас у нас нет этой возможности,  инспектор находится в другом месте, и он не видит участника ВЭД, не знает о нем ничего. До тех пор, пока не будут внесены изменения в модель алгоритма принятия решений – по импорту, по экспорту, по скоропорту и так далее, мы будем сталкиваться с задержками в оформлении».

Результатом обмена мнениями стало решение о том, что для улучшения работы Московская областная таможня внесет предложения по обозначенным проблемам в Федеральную таможенную службу. Кроме того, будут приняты меры по улучшению работы «горячей линии». Можно не сомневаться в том, что выявленные недочеты будут устранены, поскольку эта тема взята на контроль Общественным советом при ФТС России. Выступивший с заключительным словом Леонид Лозбенко полностью одобрил формат проведенного мероприятия, в ходе которого участники ВЭД имели возможность не только обозначить проблемы и получить полезную информацию из первых рук (состав таможенников на «круглом столе» был весьма представителен – участие приняли руководители и таможни, и ЦЭДа, и таможенных постов), но и предложить свои варианты их решения, удобные и понятные как для бизнеса, так и для таможенников. «Таможня считается практически самым передовым в технологическом отношении ведомством. Рывок, который совершила таможня за последние два года, огромен, – резюмировал Леонид Лозбенко. – Очень важно, что на площадке Московской областной таможни мы сегодня обсуждаем проблемы, которые возникают в условиях перехода к работе центров электронного декларирования. Мы будем держать обсуждение этих вопросов на постоянном контроле». Председатель Общественного совета заверил участников, что со своей стороны будет оказывать всяческое содействие в максимально оперативном разрешении выявленных проблем, для чего намерен обсудить их с руководителем ФТС России Владимиром Булавиным и первым замом Русланом Давыдовым, курирующим данное направление.