hartiya 1140

«Цифра» – это наше все

В первый день Международного таможенного форума – 2018, которой прошел в Москве 24-25 октября, в рамках панельной сессии обсуждался майский указ Президента России и реформа таможенного администрирования.

Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который в среде экспертов для краткости получил название «майский», определена экономическая стратегия страны на ближайшие годы. Среди основных приоритетов – развитие несырьевого экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, создание цифровой экономики и т.д. Все эти проекты невозможно осуществить без участия таможни, поэтому, как отметил модератор сессии Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя ФТС России, открывая мероприятие, есть необходимость обсудить совместно с общественностью связь исполнения майского указа с реформой таможенного администрирования.

Обсуждение начал Илья Трунин, заместитель министра финансов РФ, подчеркнувший особо значимую роль таможни в реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», в который включены пять составных федеральных проектов: промышленный экспорт, экспорт продукции АПК, экспорт услуг, логистика международной торговли и системные меры содействия международной кооперации и экспорту. Из этого перечня только экспорт услуг находится вне компетенции таможенных органов.

По мнению Ильи Трунина, выполнить поставленные задачи позволит прежде всего создание электронной таможни: добросовестным участникам ВЭД работать станет проще и менее затратно. Однако здесь помимо технической стороны есть более сложная, а именно для практического внедрения электронной таможни необходимо существенное изменение нормативно-правовой базы.

Замминистра кратко обозначил главные направления предстоящей работы.

Во-первых, для повышения в объеме экспорта доли малого и среднего бизнеса должна быть обеспечена добросовестная конкуренция. Этой задаче отвечает проект упорядочивания интернет-торговли, заметил Илья Трунин.

Во-вторых, для создания единого окна и совмещения контроля госорганов эксперимент по передаче функций ветеринарного и фитосанитарного контроля таможенным органам, который проводится с осени 2016 года в свободном порту Владивосток, должен быть  распространен на всю территорию страны.

Третье и четвертое направления – совершенствование процедур возмещения НДС и валютного контроля. Что касается последнего, по словам спикера, он достаточно затратен и во многих случаях представляет собой существенный барьер при осуществлении экспортных операций, особенно для малого и среднего бизнеса, однако в текущей ситуации отказаться от него государство не может. Поэтому единственный путь – работать над тем, чтобы сделать эти процедуры гораздо менее затратными для предпринимателей, в том числе в части контроля за репатриацией валютной выручки. Кстати, в заключение выступления Илья Трунин выразил, правда вскользь, интересную мысль: возможно, как в случае с ветеринарным и санитарным контролем, которые могут включаться в таможенный контроль, следует обдумать нечто подобное и в отношении валютного контроля, имея в виду налоговое законодательство.

Представляя следующего спикера – Михаила Мамонова, советника министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Руслан Давыдов сказал фразу, которая просто обречена стать крылатой: «Цифра – это наше все».

Выступление представителя профильного ведомства этот тезис подтвердило в полной мере. Он отметил, что повестка цифровой экономики, которая сегодня формируется на ходу, поскольку необходимо гибко реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, включает два базовых элемента:

  1. создание единой базы данных, равно доступных госорганам и бизнесу («данные – это новая нефть», также блеснул афоризмом выступающий);
  2. разработка концепции цифрового резидентства, сначала в рамках РФ, затем – всего Союза.

Выделено пять приоритетных направлений работы:

  1. нормативное регулирование ( нужно быстро перестраивать систему);
  2. кадры для нового формата экономики (цифровизация – это изменение характера бизнес-процессов, когда размывается само понятие «айтишник», таковым должен быть каждый сотрудник);
  3. информационная безопасность, прежде всего – личных данных граждан России, устойчивость национальной системы интернета и информационных коммуникаций;
  4. развитие цифровых технологий;
  5. реформа госуправления.  

Для достижения всех этих амбициозных целей, по мнению Виталия Гудина, директора департамента регулирования ВЭД Минэкономразвития, нужна координация бизнеса и госорганов, точнее выполнение их зависит от условий, которые государство создаст для предпринимателей. За последние годы в России бизнес-климат изменился в лучшую сторону, отметил спикер, тем не менее по показателю «международная торговля» в пресловутом рейтинге Всемирного Банка страна по-прежнему занимает незавидное место – по последним данным 100-е.

И поскольку в этом году срок действия дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» завершается, принято решение неисполненные мероприятия из нее включить в новый обширный план работы до 2024 года, который подготовлен Минэкономразвития. В этот план, получивший название «Трансформация делового климата», вошли мероприятия, которые ранее не были реализованы в рамках всех дорожных карт, а также новые – предложенные бизнесом (кстати, в отношении таможенного администрирования поступило более 600 предложений). «Данный план – это механизм реагирования на запросы бизнеса, – пояснил Виталий Гудин. – Его основные мероприятия связаны с цифровизацией, особенно государственного управления. Перевод госуслуг в электронный вид, минимизация контактов бизнеса с чиновниками – это ключевой элемент». Раз в полгода мероприятия плана будут обновляться, чтобы оперативно реагировать на запросы со стороны предпринимательского сообщества.

Головным органом по реализации «Трансформация делового климата» назначено Минэкономразвития, которое, кроме того, сейчас занимается разработкой концепции единого окна: как сообщил Виталий Гудин, проект находится в стадии обсуждения. К сожалению, из-за недостатка времени спикер не смог рассказать о нем подробнее, что было бы уместно, поскольку возникло некоторое расхождение с выступлением Андрея Слепнева, недавно назначенного генеральным директором Российского экспортного центра, который также говорил о механизме единого окна, но при этом подразумевал его использование лишь экспортерами.

Впрочем, возможно, такое впечатление возникло из-за фокусировании чиновника исключительно на своей компетенции. Андрей Слепнев подчеркнул, что один день простоя машины на границе – это минус 10% экспорта аграрной продукции, поэтому предусматривается активизировать усилия по модернизации пунктов пропуска, в том числе оснащении их цифровыми технологиями, по его словам, средства на эти цели заложены (за эту работу отвечает Минтранс). Также РЭЦ в настоящее время разрабатывает «карту российского экспорта» – какие товары на каких рынках востребованы, особое внимание (по известным причинам) уделяя азиатским странам, прежде всего Китаю.

Еще одна актуальная проблема для экспортеров, особенно для представителей малого и среднего бизнеса, – валютный контроль: сложные процедуры и высокие штрафы отталкивают предпринимателей сферы МСБ от попыток экспортировать свою продукцию, поэтому доля экспортеров МСБ в России сегодня составляет всего 0,6%. Наконец, сохраняется давно известная проблема – ввоз комплектующих в рамках таможенной процедуры переработки на таможенной территории. Андрей Слепнев сообщил, что в национальный проект «Международная кооперация и экспорт» включен пункт по созданию механизма, который позволит решить эту проблему по существу (совместно РЭЦ и ФТС).

Завершающий эту информативно насыщенную сессию Леонид Лозбенко, председатель Общественного совета при ФТС России, добавил новых сведений, уже на международном уровне. Он подчеркнул, что сегодня отечественная таможня обновляется, но этот процесс характерен не только для России – Всемирная таможенная организация  также стоит на пороге серьезной работы: предстоит обновление Киотской конвенции (Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур), Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли и других значимых документов в сфере внешнеторговых отношений. «Законодательство не может не меняться», – резюмировал Леонид Лозбенко.

Источник: Журнал Ракурс