Практика опережает регулирование

Евразийская экономическая комиссия совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Российским экспортным центром и Деловым советом ЕАЭС провела вебинар «Электронные торговые площадки. Перевод поставок в онлайн». 

Модератор вебинара Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет торговли, открывая мероприятие, отметил, что пандемия стала катализатором развития электронной торговли во всем мире. «В России мы отмечаем двукратный рост этого рынка по сравнению с 2919 годом, – отметил Артем Соколов. – Это исторический максимум: объем продаж через онлайн-площадки приблизился к 11% от общего розничного оборота в первом полугодии 2020 года. По итогам года будет чуть меньше, но это говорит о серьезном потенциале данного вида коммерции, которым мы должны воспользоваться».

В начале вебинара к его участникам обратились с краткими приветствиями представители Евразийской экономической комиссии. «Тема развития электронной торговли и использования маркетплейсов для первого в этом году вебинара была выбрана нами совершенно осознанно, – сказал директор департамента торговой политики ЕЭК Игорь Назарук. – На заседаниях Бизнес-диалога представители предпринимательского сообщества неоднократно высказывали пожелания по проведению обсуждения именно этой темы. Ситуация с пандемией подтолкнула нас к большей активности в этом направлении». По словам представителя Комиссии, по предварительным экспертным оценкам, прирост интернет-торговли в ЕАЭС по итогам минувшего года составил от 20 до 30%. Правда, как сообщил начальник отдела регулирования электронной торговли и маркировки товаров департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Илья Кабанов, при высоких темпах роста электронной торговли в каждом из государств Союза в отдельности взаимная онлайн-торговля столь высоких показателей не продемонстрировала. «Одной из ключевых причин этого является отсутствие информации производителей и онлайн-площадок друг о друге», – убежден Илья Кабанов. С его мнением солидарен Алексей Мурзенок, директор по международным партнерским программам РЭЦ, который, отметив, что количество российских предприятий, включая микробизнес, в сегменте интернет-торговли постепенно растет (в прошлом году их число составило более 2000), главным барьером дальнейшего увеличения онлайн-экспортеров также назвал отсутствие информации о том, как выходить на зарубежные площадки. Тем не менее, по словам Сергея Михневича, управляющего директора Управления международного многостороннего сотрудничества и интеграции РСПП, в условиях сегодняшнего кризиса доля электронной коммерции будет увеличиваться, поэтому крайне важно, чтобы компании Союза могли получить доступ ко всей необходимой инфраструктуре и взаимодействию с партнерами как из третьих стран, так и между собой. Он подчеркнул, что в настоящее время электронная коммерция вышла за рамки собственно торговли и представляет собой нечто большее (например, следует учитывать инвестиционный трек). Со своей стороны Михаил Мыскин, директор Департамента экономического сотрудничества Исполкома СНГ, акцентировал внимание на том негативном факторе, что в данном сегменте практика опережает теорию – нормативного, в том числе таможенного регулирования здесь до сих пор нет, хотя на уровне СНГ разработкой правил для онлайн-рынка начали заниматься достаточно давно, был даже подготовлен модельный закон «Об электронной торговле» (принят на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, постановление от 25 ноября 2008 года № 31-12).

Затем начались выступления непосредственных операторов онлайн-коммерции. Сергей Лебедев, начальник GR-управления «AliExpress Россия», вступил в дискуссию с коллегами в отношении прогноза на ближайшие годы. По его мнению, из-за пандемии онлайн-рынок, безусловно, поднялся (мировой рынок электронной коммерции вырос на 28%, в то время как прогнозировалось увеличение на 19%), но взрывной рост в прошлом году был искусственным, поскольку все сидели по домам. В этом году общий объем, разумеется, увеличится, но темпы роста сократятся. Сергей Лебедев дал конкретные рекомендации, как производителям из государств ЕАЭС начать продажи на международных маркетплейсах. Во-первых, надо правильно позиционировать свой товар (скажем, зарубежным покупателям придется объяснять, что такое ГОСТ), во-вторых, имеет значение скорость логистики (например, китайский потребитель не готов ждать больше трех дней), в-третьих, основной критерий для покупки товара – доступная цена. Айбек Куренкеев, вице-президент Ассоциации электронной коммерции Кыргызской Республики, рассказал, как обстоят дела с развитием электронной коммерции в Киргизии. Пока оборот в этом сегменте составляет около 1%, но необходимая инфраструктура вся подготовлена. В прошлом году в Киргизии был разработан закон об электронной коммерции, предполагающий в том числе упрощение налогового администрирования для субъектов онлайн-торговли. В настоящее время готовятся дорожная карта для реализации Стратегии развития электронной коммерции и Цифровой кодекс, который объединит сквозные элементы цифрового управления (кибербезопасности, ЭЦП, упрощенных процедур идентификации пользователей и т.д.). Также прорабатывается инициатива создания Парка электронной коммерции, что будет способствовать развитию экспорта, в том числе в рамках ЕАЭС. В свою очередь Денис Степанцев, управляющий директор Ассоциации «Цифровой Казахстан», проинформировал участников, что в Казахстане электронная торговля выросла в 2020 году в два раза. Особо он отметил, что у казахстанских онлайн-операторов отличные отношения с Министерством торговли и интеграции. «В этом ведомстве понимают, что не надо на подъеме применять дополнительные регуляторные меры, – подчеркнул Денис Степанцев. – Проблема у нас в логистике из-за очень большого разброса населенных пунктов. А также со стороны других регуляторов отмечаются попытки ужесточить администрирование в части персональных данных и биометрии. Было бы хорошо на площадке ЕЭК выработать единые правила защиты прав потребителя и единые правила регулирования, чтобы граждане наших стран могли покупать в любом государстве Союза. Кроме того, надо решить проблему торговли в Инстаграмме, где есть продавцы, обманывающие покупателей». В Белоруссии, как выяснилось из выступления Максима Маринича, руководителя маркетплейса «Deal.by», дела с развитием электронной коммерции тоже обстоят неплохо: рынок онлайн-торговли составляет 5% от розничного оборота (почти 1 млрд долларов), в 2020 году более 50% населения делали покупки через интернет-площадки. За прошлый год общий объем розницы в РБ вырос на 6-7%, а онлайн-торговли – на 30%. Однако логистический рынок только зарождается – все интернет-магазины организуют доставку сами. Представители компании «Ozon» Дмитрий Русаков и Виктор Меркулов разъяснили, как компании начать продажи на маркетплейсе. Докладчики особо выделили такой аспект: не должно быть барьеров для предпринимателей из одной страны Союза для торговли на электронных площадках других стран ЕАЭС. Основным препятствием для этого сегодня является отсутствие взаимного признания сертификатов, лицензий на интеллектуальную собственность и прочих документов, которые необходимы для поставок товаров в ту или иную страну Союза. Эту проблему необходимо решить в самое ближайшее время, считают спикеры. В заключение Владимир Лишенков, генеральный директор электронной  площадки «РТС-тендер», Андрей Бойко, коммерческий директор ЭП В2В-center, и Денис Разин, управляющий директор ООО «СЕЛДОН ПРО», рассказали о развитии трансграничного взаимодействия между странами ЕАЭС в сегментах В2В и B2G.

Подводя итоги вебинара, Владимир Басько, председатель Комитета Делового совета ЕАЭС по цифровой повестке, отметил, что в отношении электронной торговли необходимо проведение ряда неотложных мер, среди которых формирование гармонизированных каталогов товаров, интероперабельности между электронными площадками и синхронизация пулов их данных. По его мнению, наилучшим решением было бы создание союзной лаборатории, открытой для присоединения всех заинтересованных лиц, на базе Центра систем идентификации Национальной академии наук Белоруссии, возможно, при финансировании из бюджета ЕЭК. Владимир Басько подчеркнул, что сегодня операторы электронной торговли недостаточно участвуют как в реализации решений ЕЭК, так и в подготовке новых инициатив. Он привел конкретный пример. Артем Соколов обозначил проблему двойной конвертации при взаимной торговле, включая электронный сегмент: национальная валюта конвертируется в доллары, а из долларов в другую национальную валюту. На этой операции предприниматели теряют минимум 2% с оборота. «Это колоссальная сумма, – сказал Артем Соколов, – получается скрытый налог с оборота». Он предложил установить на территории Союза правило для банковского сообщества или директиву, предписывающую не конвертировать сначала в доллары, а сразу в другую национальную валюту. Так вот можно оперативно решить эту проблему, считает Владимир Басько, если операторы онлайн-коммерции будут действовать совместно с госорганами Союза и стран-участниц, тем более что отсутствие двойной конвертации – один из элементов единого финансового рынка, который по решению президентов стран ЕАЭС должен быть сформирован к 2025 году.

Завершая мероприятие, его организаторы пообещали по всем поступившим на чат вопросам в ближайшее время дать ответы, которые будут размещены на сайте ЕЭК (http://eec.eaeunion.org/comission/direction/trade/webinar.php).

хартия добросовестных участников вэд