Груз в таможенный орган фактического контроля - ДТ строго по диспетчеризации

9 февраля Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему диспетчеризации таможенных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности.

В ходе вебинара Григорий Боярский, заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, рассказал об основных принципах введенной с 1 февраля технологии автоматической диспетчеризации деклараций на товары между таможенными органами и ответил на вопросы участников мероприятия. Он напомнил, что в прошлом году завершилась реформа таможенных органов, в рамках которой создана единая сеть, состоящая из 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования (ЦЭД). К концу 2020 года в ЦЭДах оформлялось около 98% всех ДТ. Последовательность распределения деклараций на товары следующие. Осуществляется специализация отдельных товаров по категориям (подакцизные, энергетические, радиоактивные), специализация ЦЭДов по видам транспорта, на которых был доставлен товар: морским транспортом через порты Восточного, Южного, Дальневосточного и Северо-Западного округов, авиационным транспортом через аэропорты Московского авиаузла и региональные ЦЭДы ,в которых оформляются товары участников ВЭД, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в соответствующем регионе (фактически на этих ЦЭДах оформляются товары, ввозимые автомобильным и железнодорожным транспортом). «В рамках автоматической диспетчеризации все поданные ДТ в автоматическом режиме анализируются исходя из вышеуказанных принципов и распределяются в ЦЭДы в зависимости от категории товаров, а также на ряд таможенных постов, которым установлена соответствующая компетенция (например, радиоактивные материалы, товары ввозимые в ОЭЗ), – пояснил Григорий Боярский. – Следующий уровень оценивает вид транспорта и таможенный орган, через который был ввезен товар. Если это морской транспорт – ДТ распределяется на Балтийский, Новороссийский или Владивостокский ЦЭД. При этом даже если товар проследовал вглубь страны по транзиту иным видом транспорта, ДТ все равно будет распределена в ЦЭД по месту нахождения соответствующего порта. По аналогичному принципу распределяются ДТ при ввозе товаров авиационным транспортом через аэропорты Московского авиаузла – Домодедово, Шереметьево, Внуково. На третьем этапе идет распределение ДТ в основном по месту налогового учета декларанта либо его обособленного подразделения – декларации поступают в соответствующие территориальные ЦЭДы». 

Докладчик обратил внимание на некоторые аспекты распределения ДТ между двумя крупнейшими ЦЭДами, расположенными в Московской области, – Московским областным ЦЭДом и Центральным ЦЭДом, подчиненным Центральной электронной таможне. С учетом большого количества организаций, стоящих на налоговом учете в Москве, и значительного потока внешнеторговых грузов, поступающих в места временного хранения и расположенных в Московской области, при распределении ДТ между этими двумя ЦЭДами, есть одна особенность. Грузы, ввозимые участниками ВЭД, зарегистрированными в Московской области, поступают в Московский областной ЦЭД вне зависимости от того, где находится груз (но это не относится к товарам, ввозимым морским и авиационным транспортом). Если декларант стоит на налоговом учете в Москве, распределение ДТ производится в зависимости от места нахождения товара: если он находится в Московской области, ДТ попадет на оформление в Московский областной ЦЭД, при нахождении товара в ином регионе ДТ будет диспетчеризирована в Центральный ЦЭД. «Таким образом достигается баланс нагрузки между этими двумя ЦЭДами, – подчеркнул Григорий Боярский, – эти два ЦЭДа ежедневно обрабатывают 3-3,5 тысяч ДТ каждый». 

Докладчик отметил, что часто возникает вопрос о распределении деклараций на товары, которые ввозятся авиационным видом транспорта в иные аэропорты, не относящиеся к Московскому авиаузлу. Такие декларации распределяются в ЦЭДы по базовому принципу – по месту налогового учета декларанта. Также важно помнить, что в рамках диспетчеризации любой ЦЭД взаимодействует с любым таможенным органом фактического контроля, где физически находится товар, вне зависимости от уровня риска декларанта либо иных ограничений. Единственно, что при этом учитывается, – на отдельные места нахождения товаров установлена компетенция и при декларировании также контролируется его местонахождение, например, при прибытии в аэропорты в отношении отдельных категорий товаров могут совершаться операции, связанные с прибытием, но не декларирование. Кроме того, в ФТС России поступают вопросы по контролю сроков совершения таможенных операций. По словам Григория Боярского, сроки находятся на постоянном мониторинге со стороны ФТС и РТУ и по каждому нарушению сроков проводятся проверки. Спикер сообщил, что технология диспетчеризации затронула из всего декларационного массива только около 5% ДТ, которые подверглись перераспределению: в первую очередь это декларации на товары, ввозимые морским либо авиационным транспортом. Он подчеркнул, что сегодня все ЦЭДы работают в штатном режиме и системных сбоев не зафиксировано. 

Затем Григорий Боярский ответил на вопросы слушателей, значительная часть из которых были однотипными. Больше всего спрашивали о графике работы ЦЭДов. Докладчик пояснил, что сейчас все ЦЭДы работают и в выходные дни (с 14 февраля Сибирский ЦЭД также перешел на такой режим) в двенадцатичасовом режиме. «Но если есть необходимость продления времени работы какого-либо ЦЭДа, любое заинтересованное лицо может обратиться в таможню, которой он подчинен, и инициировать вопрос о продлении режима его работы. РТУ ориентированы на то, чтобы максимально удовлетворять поступающие обращения, – сказал спикер. – При обращении желательно указывать планируемые объемы, которые будут подаваться в те часы, о которых лицо просит, с целью прогнозирования, сколько должностных лиц понадобится в дополнительное время работы ЦЭДа». 

Много непонимания оказалось по поводу принципов самой диспетчеризации. Один из участников вебинара спросил, с чем связано, что вид транспорта влияет на то, в какой ЦЭД подается декларация? Представитель ФТС России  объяснил: при ввозе товаров морским или авиационным транспортом существует определенная специфика. Например, поскольку на судне единовременно приходит большое количество товаров, осуществляется предварительный анализ информации и прогнозирование подачи деклараций, то есть здесь учитывалась специфика не только самого вида транспорта, но и организации работы порта и информационного взаимодействия с участниками процессов морского вида транспорта. Ряд слушателей просили рассказать, как работает диспетчеризация в случае внутреннего таможенного транзита (если груз прибыл морем в зону деятельности одного таможенного управления и транспортируется в регион назначения). Докладчик отметил: если груз прибывает морским видом транспорта, ДТ будет диспетчеризирована в один из т.н. «морских» ЦЭДов – Балтийский, если товар прибыл в порты в регионе деятельности СЗТУ, Новороссийский, если товар прибыл в порты в регионе деятельности ЮТУ, или Владивостокский, если товар прибыл в порты в регионе деятельности ДВТУ. Следующий вопрос: если декларант зарегистрирован по месту налогового учета в Московской области, а груз пришел в Санкт-Петербург, нужно оформлять груз по месту его прибытия в порт или как раньше можно в порту подать транзит и оформить груз внутри страны? Ответ: в этом случае ДТ будет направлена на Балтийский ЦЭД независимо от того, где находится товар, при этом декларант может оставить груз в порту либо заявить транзит вглубь страны – это право участника ВЭД, которое никак не ограничивается. Почему грузы, поступившие в аэропорты не Московского авиаузла, «улетают» в Авиационный ЦЭД? – Скорее всего, груз поступил в один из аэропортов Московского авиаузла и дальше по транзиту авиационным видом транспорта ушел вглубь страны. В этом случае ДТ диспетчеризируется по месту первоначального ввоза – это Авиационный ЦЭД. Один из слушателей поинтересовался, каким образом ДТ попадает в Новороссийский ЦЭД, если была направлена во внутреннюю таможню? Ответ: декларации подаются в одну точку входа – в центральную информационную систему таможенных органов, где ДТ проходит форматно-логический контроль. Если выявлена ошибка в заполнении, ДТ возвращается декларанту с сообщением, что конкретно нужно исправить. После форматно-логического контроля ДТ попадает в модуль автоматической диспетчеризации, где назначается код таможенного органа, в который она будет направлена. Другой слушатель пожаловался, что инспекторы таможенного поста Ховрино, куда транзитом был направлен контейнер, прибывший во Владивосток и оформленный Владивостокским ЦЭДом, выпущенной ДТ не видят. По словам спикера, диспетчеризация не затрагивает саму технологию удаленного выпуска, поэтому в данном случае надо разбираться по конкретной ДТ (может быть, неверно указан код места нахождения товара). Очередной  вопрос: если головная организация зарегистрирована в Московской области, а филиал в Санкт-Петербурге, диспетчеризация производится по месту налогового учета декларанта или его обособленного подразделения? – Если декларантом выступает обособленное подразделение юридического лица, ДТ будет диспетчеризирована по месту налогового учета этого подразделения. По какой причине товар, находящийся в компетенции Акцизного ЦЭДа, уходит на оформление по месту налоговой регистрации юрлица? – Приказ Минфина от 8.09.2020 № 185н «О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций и осуществлению конкретных функций в отношении подакцизных и определенных видов товаров» содержит ряд исключений,  которые заложены в алгоритмы диспетчеризации. Еще вопрос: если в одной партии есть подакцизные и неподакцизные товары, куда подавать ДТ? – В соответствии с приказом № 185н Центральная акцизная таможня уполномочена на оформление подакцизных товаров и товаров, ввозимых в рамках одной товарной партии с ними, поэтому такая ДТ попадет в ЦАТ, а дальше инспекторы будут смотреть конкретные товары (возможна ситуация, когда в ДТ содержатся товары, относящиеся к компетенции как Акцизной таможни, так и, например, Энергетической). Один из участников просил уточнить, как происходит диспетчеризация экспортных деклараций: если компания зарегистрирована в Москве, ДТ подается в Московский областной ЦЭД? Григорий Боярский отметил, что при экспорте есть такая особенность: если товар уже находится на территории морского порта, то ДТ будет направлена в один из «морских» ЦЭДов, в остальных случаях – по месту налогового учета декларанта.

Несколько вопросов касались специфических ситуаций. Один из слушателей попросил разъяснить, сохраняют ли силу экспертные заключения, выданные одним ЦЭДом, если в результате диспетечеризации ДТ уходит оформляться в другой? На это был дан такой ответ: экспертные заключения сохраняют юридическую силу, но без информации о конкретном товаре нельзя сказать, будет ли ранее выданная экспертиза применена к декларируемой партии товаров, необходим анализ конкретной товарной партии. В любом случае декларант может проинформировать ЦЭД о ранее проведенных экспертизах. Еще вопрос: какой ЦЭД правомочен проверять декларацию в рамках переработки на таможенной территории – тот, который указан в разрешении на переработку, или ЦЭД, через который товар пересек границу? По словам спикера, надо разделять переработку по ДТ и переработку по разрешению. Декларации, которые оформляются в рамках разрешения на переработку, подлежат декларированию в ЦЭДах, которые указаны в самом разрешении. Если переработка осуществляется в рамках ДТ, то они распределяются по общим правилам. Учитывает ли диспетчеризация особенности декларирования компонентов в рамках классификационного решения? – Да, это учтено в алгоритмах диспетчеризации: декларирование осуществляется в таможенном органе, на которое было выдано соответствующее решение в рамках ввоза комплектных объектов. При этом в федеральный закон о таможенном регулировании были внесены изменения, исключающие необходимость представления партии товаров только в один таможенный орган. Таким образом, сейчас ввозимые в рамках комплектных объектов товары могут фактически предъявляться в различные таможенные органы. Куда направляется ДТ в отношении спецпроцедуры? – Такая ДТ направляется в таможенный орган, который указал участник ВЭД при ее подаче.

Возник также вопрос: какой код поста указывать при подаче ДТ – региональный или с учетом предполагаемой диспетчеризации? Ответ: требования по указанию кода таможенного органа нет, участник ВЭД может указать код таможенного органа, в который он хотел бы подать ДТ. Если диспетчеризация определит другой таможенный орган, ДТ попадет туда вне зависимости от того кода, который был указан декларантом. Также поступила просьба пояснить, как влияет диспетчеризация на документы в электронном архиве декларанта (ЭАД привязывается к конкретному посту)? Ответ: электронный архив декларанта не привязан к конкретному посту. Документы, размещенные в нем, могут быть использованы любым таможенным органом (не обязательно ЦЭДом), диспетчеризация на это никак не влияет. Один из участников вебинара резюмировал тему таким образом: значит, теперь можно подать декларацию в любую таможню, а программа сама распределит куда уйдет ДТ? – «Да, это так» – согласился Григорий Боярский. 

хартия добросовестных участников вэд