Время ставит новые задачи

Время ставит новые задачи

22 октября в преддверии Дня таможенника России при поддержке Общественного совета при ФТС России и содействии Ассоциации «Некоммерческое партнерство Профессиональных таможенных операторов» ООО «Мультисервисная платежная система» провела онлайн-конференцию «Таможня 2020 – новые вызовы».

Модераторами мероприятия выступили Ольга Олигер, эксперт Общественного совета при Федеральной таможенной службе, и Андрей Чешко, технический директор ООО «Мультисервисная платежная система». Открывая конференцию, Ольга Олигер обратила внимание, что организаторы не могли обойти вниманием профессиональный праздник, поэтому решили приурочить конференцию ко «Дню таможенника России», который в этом году пройдет в очень сложных, но одновременно необычных условиях. Она подчеркнула, что в данных условиях существенно возрастает роль таможенной службы, задачи которой осложняются тем, что она сегодня находится в процессе трансформации, причем в этом году заканчивается действие Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года и необходимо приступать к следующему этапу модернизации таможни. 

О том, все ли задачи, поставленные в Программе-2020, удалось решить, и каковы цели очередного долгосрочного плана – Стратегии развития ФТС России до 2030 года, в обстоятельном докладе рассказал первый спикер конференции – Леонид Лозбенко, Председатель Общественного совета при ФТС России. В качестве действующего члена Группы бизнеса высшего уровня при Всемирной таможенной организации он прежде всего обозначил текущую ситуацию в мировой торговле. «Ситуация во всех странах сегодня сложная во всех секторах экономики и на всех видах транспорта. Восходящего тренда нет ни у кого, – сказал Леонид Лозбенко. – Единственный сегмент, который показывает рост (причем взрывной рост), – это интернет-торговля, поэтому таможенные службы всех стран, в том числе и российская, сейчас уделяют повышенное внимание. организации регулирования этого относительно нового сектора экономики. В частности, ФТС России работает над созданием института уполномоченных операторов интернет-торговли. По оценкам Всемирного банка, объем мировой торговли за 2020 год упадет на 5-9%, это очень значительный показатель. В таких обстоятельствах резко возрастает роль таможенных органов во всем мире, поскольку защита рынка и населения в первую очередь ложится на таможенные органы». 

Что касается Программы-2020, по мнению докладчика, по абсолютному количеству показателей ее удастся выполнить, хотя ряд вопросов придется перенести на следующий этап модернизации, и сейчас как раз разрабатывается дорожная карта по реализации Стратегии-2030. Миссия ее сформулирована следующим образом: содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности РФ, полноты взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД. Для достижения этих амбициозных целей предусмотрен целый ряд конкретных мер, предложенных в том числе бизнесом и акцептованных таможней. Среди них повышение автоматизации процессов выявления рисков, совершенствование системы таможенного транзита, конкурентные преимущества экспортно-ориентированных секторов экономики, цифровая трансформация технологий таможенного оформления и таможенного контроля, модернизация инфраструктуры пунктов пропуска, однократность представления информации и применения форм государственного контроля, внедрение глобальной системы прослеживаемости, исключение дублирования данных. Ожидаемый эффект для государства включает в том числе достижение лидерства российской таможенной службы в создании коммуникационных систем и безбумажной среды на пространстве ЕАЭС. В свою очередь участники ВЭД рассчитывают на понятные требования со стороны таможни, на передовые технологии, конкурентные преимущества для добросовестных компаний.

Также Леонид Лозбенко обратил внимание на тот факт, что у бизнеса имеется много пожеланий в отношении того, каким должно быть таможенное регулирование, однако при этом необходимо учитывать и то, насколько таможня готова реализовать эти пожелания. Он процитировал премьер-министра Михаила Мишустин, который в ходе «Валдайского клуба», отвечая на вопрос, как правительством выстраивается работа фискальных ведомств, обозначил два ведущих направления: фиск и сервис. «Это касается как налоговой, так и таможенной службы, – отметил Леонид Лозбенко. – И мы договорились с руководителем ФТС России, что в декабре он выступит в Общественном совете с отчетом о том, как таможенная служба завершает Программу-2020 и с какими перспективами вступает в следующий этап.  И уже на этом этапе станет возможным таможенный контроль в виде сервиса, но только в отношении законопослушного бизнеса, то есть компаний, подписавших Хартию добросовестных участников ВЭД, которую ведет Общественный совет при ФТС России. В настоящее время ее подписали уже 3611 участников ВЭД (это очень большая величина) и 261 крупнейшая ассоциация присоединились к Декларации в поддержку Хартии. Количество подписантов идет нарастающим итогом, что очень радует и нас, и руководство ФТС России, которое тоже внимательно следит за этим процессом. «Я абсолютно убежден в том, что, действуя совместно с таможней, мы успешно решим те задачи, которые ставит перед нами время», – резюмировал Леонид Лозбенко.

Затем Елена Бричева, начальник отдела таможенных платежей, таможенной стоимости и страны происхождения Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, рассказала о наиболее актуальных вопросах, которые решает сейчас наднациональный орган. Она проинформировала о начале работы над поправками в Таможенный кодекс ЕАЭС. 14 октября состоялось первое заседание рабочей группы по совершенствованию таможенного регулирования в ЕАЭС (утвержденной Распоряжением Коллегии ЕЭК от 15 сентября № 125), на котором были согласованы регламент и порядок работы. Среди приоритетных направлений, которыми будут заниматься экспертные группы, докладчица выделила тематику интернет-торговли и таможенного транзита, а также блок вопросов, связанный с заполнением декларации на товары. По ее словам, существующий порядок заполнения платежных граф ДТ устарел, он слишком сложный, неоднозначный и стоит задача его существенно упростить.

Еще одна важная тема, затронутая докладчицей, – новый порядок заявления в ДТ сведений о происхождении товаров, который вступит в силу с 1 января 2021 года.  Елена Бричева рассказала о сути нового порядка, что в ДТ надо будет указывать непреференциальное происхождение товара, и только в случае если лицо претендует на тарифные льготы, в подразделе В следует указать преференциальное происхождение товара. Также Елена Бричева остановилась на новых актах ЕЭК по таможенной стоимости: в ноябре на заседании экспертной группы будут рассмотрены два проекта решений, подготовленных Комиссией, – о включении транспортных расходов в таможенную стоимость товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, и дополнение порядка отложенного определения таможенной стоимости еще одним случаем – когда ввозятся товары, цена которых в договоре прямо не определена, но определены механизмы ее расчета. Кроме того, Елена Бричева напомнила, что ЕЭК в сложный период, связанный с пандемией, было принято ряд решений, устанавливающие тарифные льготы для товаров критического импорта и других необходимых лекарственных товаров. В настоящее время достигнута договоренность о продлении этих льгот, хотя поправки документально пока не оформлены. Однако в проектах решений зафиксировано ретроспективное применение, поэтому компании, которые ввиду отсутствия продленной льготы не смогут ею воспользоваться, впоследствии вправе вернуть суммы уплаченных таможенных пошлин. Завершая свое выступление, Елена Бричева обратилась к аудитории с просьбой принять участие в исследовании, которое сейчас проводит ЕЭК (информация размещена на официальном сайте Комиссии): каким видят дальнейшее совершенствование таможенного администрирования таможенные службы и бизнес. По ее словам, госорганы уже присылают свои предложения, а бизнес пока не очень активен. 

От организатора онлайн-конференции, «Мультисервисной платежной системы», выступила Ольга Алексеева, руководитель управления по работе с клиентами, с темой «Платежный сервис ʺРаундʺ – цифровой инструмент для оплаты таможенных платежей. Новые условия подключения сервиса». Она представила преимущества использования сервиса «Раунд» для оплаты таможенных платежей. «Отказ от авансирования на ЕЛС денежных средств с запасом, от аккумулирования остатков средств на разных КБК на ЕЛС, а также автоматизация процедуры учета и администрирования таможенных платежей являются для многих компаний важными факторами при выборе сервиса ʺРаундʺ в качестве инструмента оплаты таможенных платежей», – отметила Ольга Алексеева. Также она рассказала о том, как работал платежный сервис в период введенных карантинных ограничений, и о новых продуктах, которые стали особенно актуальными в непростых условиях ведения бизнеса, сложившихся в текущем году, – виртуальной карте и Многопользовательской системе удаленного доступа. Виртуальные карты «Раунд» популярны у пользователей благодаря тому, что их не нужно забирать в отделении банка-эмитента и активацию виртуальных карт можно проводить самостоятельно в Личном кабинете платежного сервиса «Раунд», без обращения в банк-эмитент. Второй новый инструмент, который стал доступен пользователям, – Многопользовательская система удаленного доступа, позволяющая самостоятельно, без обращения в банк-эмитент назначать пользователей Личного кабинета, привязывать электронные подписи, отключать смс-пароли для подтверждения транзакций. В заключение Ольга Алексеева проинформировала о новых условиях подключения к платежному сервису «Раунд», действующих до конца 2020 года. Для всех новых пользователей платежного сервиса, а также для пользователей, которые ранее никогда не проводили транзакции, до конца года не будет применяться тарификация за проведение транзакций, выпуск карт и подключение услуг e-mail и смс-информирования. Услуги платежного сервиса будут предоставляться бесплатно.

Предоставляя слово Татьяне Зыблевой, заместителю начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, Андрей Чешко, модератор мероприятия, напомнил, что с вступлением в силу ТК ЕАЭС институт уполномоченного экономического оператора был существенно обновлен. Среди обязательных условий для получения этого статуса появилась необходимость предоставления доступа, в том числе удаленного, должностных лиц таможенного органа к системе учета товаров оператора, что для многих компаний является камнем преткновения. О том, как сегодня ФТС России организована эта работа, и рассказала Татьяна Зыблева. Она сообщила, что сегодня статус УЭО имеют около 150 юридических лиц, более 70% из которых производственные предприятия. По ее словам, информационное взаимодействие УЭО с таможенными органами может осуществляться четырьмя способами: через веб-браузер, с применением программы удаленного доступа, с применением «Личного кабинета участника ВЭД» и через использование АПС «Электронное представление сведений» (т.н. «Витрины данных»). «На практике в большинстве случаев используются первые два вида взаимодействия, четвертый сейчас проходит тестирование, осуществлять же доступ через ʺЛичный кабинетʺ пока возможности нет, но мы планируем ее реализовать по итогам тестирования ʺВитрины данныхʺ, – пояснила Елена Зыблева. – Последний вариант реализуется в тестовом режиме в рамках эксперимента (в соответствии с распоряжением ФТС России от 7.05.2019 № 81-р), срок его окончания – 1 апреля 2021 года. По результатам эксперимента планируется использовать этот источник в целях таможенного контроля после выпуска товаров и в качестве новой меры таможенного контроля, основанной на концепции мягкой силы, – таможенного мониторинга. Эти положения заложены в Стратегию-2030». 

Но это дело будущего, а на вопрос о том, каким образом сегодня компаниям-УЭО минимизировать свои издержки, в частности риски в части информационной безопасности, ответил в своем выступлении Александр Шкода, начальник отдела по работе с банками «Мультисервисной платежной системы». Он рассказал о том, что ООО «Мультисервисная платежная система», имея статус информационного оператора в ФТС России, разработала сервис, который позволит работать с таможенными органами в формате запрос–ответ и предоставлять ограниченный перечень данных, определенный требованиями таможни. Данные загружаются и хранятся в сервисе, а когда приходит запрос от таможенных органов, ответ формируется автоматически. Загрузка данных может быть в ручном или автоматическом режиме, а сервис может располагаться как на серверах уполномоченного экономического оператора, так и на защищенных серверах ООО «Мультисервисная платежная система» в зависимости от пожеланий уполномоченного экономического оператора.

Завершая обсуждение, модераторы высоко оценили выступления спикеров, поблагодарили участников за активность и в преддверии профессионального праздника Дня таможенника России, который в этом году проходит в крайне непростых условиях, пожелали всем сотрудникам таможенных органов крепкого здоровья, успехов в решении стоящих перед ними каждодневных сложных задач и новых достижений.

хартия добросовестных участников вэд