Тернистый путь маркировки товаров

24 сентября Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «О введении в Российской Федерации обязательной маркировки товаров средствами идентификации».  

Вебинар, посвященный порядку осуществления таможенного контроля в отношении маркированных товаров, провели начальник отдела Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Анастасия Вяткина и представитель Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Владислав Дмитриев.

Вначале Анастасия Вяткина в обстоятельном докладе обозначила основные понятия данной темы. Она отметила, что некоторые путают системы прослеживаемости и маркировки товаров. Документарная (документальная) прослеживаемость регламентируется постановлением Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления», координатором является Минфин, оператором – ФНС, а ФТС России принимает участие в этом процессе только с точки зрения направления в ФНС информации о декларируемых товарах. В постановлении есть перечень товаров, которые подпадают под документарную прослеживаемость. Маркировка – это т.н. фактическая прослеживаемость, когда на товар физически наносится средство идентификации. Штрих-код Data Matrix наносится на упаковку (потребительскую, групповую, транспортную), что позволяет отслеживать товар на всем протяжении его товаросопроводящего пути. С 1 июля 2020 года в РФ введена обязательная маркировка трех категорий товаров – табачных изделий, обувной продукции и лекарственных препаратов для медицинского применения (эта категория отличается от остальных тем, что в отношении нее не определены коды товара в соответствии с ТН ВЭД). Координатором является Минпромторг, который наделен правительством полномочиями по нормативно-правовому регулированию. Поэтому если у участников ВЭД возникают вопросы по методологическим аспектам (правила маркировки, выбор товаров для проведения экспериментов под обязательную маркировку, правила маркировки, нормативные акты и т.п.), с ними следует обращаться в это ведомство. ООО «Оператор-ЦРПТ» является оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке («ГИС-маркировка»), – это некий банк информации, который осуществляет информационное взаимодействие со всеми участниками оборота и госорганами. ФТС России участвует в этом процессе в рамках своих полномочий. 

Нормативная база, которую необходимо знать участникам оборота маркированной продукции, состоит из следующих актов: Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС от 2.02.2018; распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р (которым утвержден Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации); постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» и «настольная книга участников оборота» – правила маркировки определенных товаров, утвержденные соответствующими постановлениями правительства. «Правила маркировки – это тот документ, который определяет весь регламент взаимодействия участника оборота и ЦРПТ, там указаны сведения, которые нужно направлять для регистрации в ʺГИС-маркировкаʺ, чтобы получить и эмитировать коды идентификации и т.п. Для ФТС важно, что там определены сроки запрета ввода в оборот товаров без средств идентификации, то есть в отношении сроков не надо ориентироваться на распоряжение № 792-р», – подчеркнула Анастасия Вяткина.

Также она разъяснила, что такое ввод в оборот с точки зрения компетенции таможенных органов, – это выпуск товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, то есть товары маркируются при помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта. Товары, которые помещаются под таможенную процедуру экспорта за пределы ЕАЭС, не подлежат маркировке (ст. 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС). В правилах маркировки, утвержденных постановлением правительства в отношении конкретного вида товара, указано, какие конкретно коды ТН ВЭД должны маркироваться, но есть ряд исключений, определенных

1) статьей 8 Соглашения

2) статьей 3 постановления № 515

3) правилами маркировки в отношении отдельных категорий товаров. На товары, ввозимые с территории стран-членов ЕАЭС, маркировка должна быть нанесена до фактического пересечения госграницы РФ. В отношении этих товаров таможенный контроль проводится мобильными группами, имеющими право на осмотр транспортных средств. При обнаружении непромаркированных товаров возникают признаки нарушения по статье 15.12 КоАП, данный товар изымается и передается в подразделения Роспотребнадзора. В соответствии с разъяснением Минпромторга товар признается непромаркированным, если не него физически не нанесены средства идентификации либо в системе «ГИС-маркировка» отсутствует информация о таких средствах идентификации.

Докладчица напомнила, что с 1 октября вводится обязательная маркировка фототоваров, духов и туалетной воды, с 1 ноября – шин и покрышек пневматических новых, с 1 января 2021 года – отдельных товаров легкой промышленности (конкретный перечень содержится в правилах маркировки и в распоряжении № 792-р). В настоящее время принято решение об обязательной маркировке молочной продукции и проходят эксперименты по маркировке кресел-колясок, которые относятся к медицинским изделиям, велосипедов и велосипедных рам, упакованной воды. Что касается товаров, подпадающих под обязательную маркировку с 1 октября и 1 ноября, в правилах маркировки предусмотрены исключения и переходный период в отношении товаров, которые ввезены после 1 октября, но были приобретены до 1 октября. Их можно ввозить без нанесения средств идентификации. По шинам такая же ситуация: до 15 декабря можно ввозить эти товары без нанесения средств идентификации, если они ввезены после 1 ноября, но были приобретены до 1 ноября. Разумеется, сразу возникает вопрос: как это подтвердить при таможенном контроле? «Сегодня нет нормативного акта, определяющего перечень подтверждающих документов, – признала Анастасия Вяткина. – Поэтому любые документы, характеризующие сделку с товарами, подтверждающие право владения/пользования/распоряжения данным товаром (внешнеторговый контракт и т.п.), словом, любые документы, имеющиеся в распоряжении декларанта, которые могут подтвердить, что данный товар приобретен до требуемой даты, могут быть представлены при таможенном декларировании».

В свою очередь Владислав Дмитриев кратко обозначил особенности осуществления таможенного контроля на этапе до выпуска в отношении маркированных товаров. В соответствии с решением Коллегии ЕЭК от 19.11.2019 № 204 при заполнении графы 31 ДТ под номером 13 необходимо указать средства идентификации. После регистрации ДТ таможенный орган осуществляет запрос в систему «ГИС-маркировка» на сравнение кодов идентификации, заявленных в графе 31, и находящихся в базе данных «ГИС-маркировка». Если они совпадают, осуществляется выпуск товара, если нет – таможенный орган выставляет участнику ВЭД требование о внесении изменений в графу 31 ДТ. После изменения кода идентификации на соответствующий находящемуся в «ГИС-маркировке» производится выпуск товара. 

Затем спикеры ответили на вопросы участников вебинара. Прежде всего они разъяснили, когда наносятся средства идентификации на товар. Средство идентификации может быть нанесено на товар как за пределами РФ, так и на территории РФ. В первом случае иностранный производитель наносит средства идентификации на упаковку, на территории РФ это может быть осуществлено только при помещении товара под таможенную процедуру таможенного склада. Правда, есть нюанс в отношении товаров, произведенных на территории свободной экономической зоны из товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Эти товары имеют статус иностранных и при перемещении на остальную территорию РФ обязательно должны быть промаркированы в месте производства товаров. В настоящее время подготовлены проекты двух решений Коллегии ЕЭК, в соответствии с которыми уполномоченные экономические операторы смогут указывать средства идентификации в заявлении о выпуске до подачи, а УЭО со свидетельствами 2-го и 3-го типов получат право осуществлять маркировку на своих площадях. Оба проекта российской стороной согласованы и находятся в Комиссии на рассмотрении. На вопросы о возможности условного выпуска товара с обязательством маркировки и последующим предоставлением таможенному органу, а также маркировки или перемаркировки на складе временного хранения, был получен отрицательный ответ: в отношении маркируемых товаров условный выпуск не предусмотрен и маркировку или перемаркировку на СВХ производить нельзя. Некоторое непонимание возникло у слушателей в отношении таможенного транзита: в случае ввоза немаркированного товара и открытии транзита местом доставки обязательно ли указывать таможенный склад; будет ли оформлена транзитная декларация, если указать местом доставки не таможенный склад? Спикеры пояснили, что при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товар не маркируется. Местом доставки следует указать таможенный склад, если планируется поместить туда товар и нанести средства идентификации. Если не стоит задача нанести физически средства идентификации на данный товар, можно указывать любое другое место доставки. 

Один из участников поинтересовался, чем нужно руководствоваться -  и кодом ЕТН ВЭД, и описанием? Ответ: бывают ситуации, когда нормативно-правовая база предусматривает конкретный товар. В этом случае проверяется и описание, указанное в нормативном акте, и описание в графе 31 ДТ. Что же касается маркировки, достаточно категории товара и кода, который определен либо распоряжением № 792-р, либо правилами маркировки данной категории товаров, утвержденными постановлением правительства. Поэтому если наименование товара и его код (графы 31 и 33) соответствуют перечню товаров, подлежащих обязательной маркировке, этот товар подлежит таможенному контролю в части нанесения средств идентификации.

По кодам идентификации было много однотипных вопросов. Так, часто по коду идентификации транспортной упаковки, который указывается в графе 31, из системы «ГИС-маркировка» таможенный орган получает ответ о его отсутствии. На это было дано следующее разъяснение. В соответствии с решением Коллегии ЕЭК № 204 в графу 31 сначала вносится количество кодов, затем обязательно код уровня маркировки, а потом уже коды либо индивидуальной, либо групповой, либо транспортной упаковки (0 – средство идентификации нанесено на товар, товарный ярлык или потребительскую упаковку, а в случае ее отсутствия – на первичную упаковку, 1 – средство идентификации нанесено на групповую упаковку, 2 – средство идентификации нанесено на транспортную упаковку). Так вот, если указывается код транспортной упаковки, то код уровня должен соответствовать транспортной упаковке. Если же, например, код уровня стоит нулевой, а затем указана транспортная упаковка, то система, связывающая все данные, вносимые в графу 31, даст ответ об отсутствии сведений в «ГИС-маркировка». Важно заполнять графы ДТ корректно. Сегодня разработан проект решения ЕЭК о внесении изменений в порядок заполнения декларации о возможности указания в графе 31 еще и агрегированного таможенного кода – это некое объединение кодов идентификации, которые облегчит декларанту внесение необходимой информации в ДТ. Один из слушателей обратил внимание, что сейчас инспектор часто не видит коды, которые считывает с товаров во время досмотра, что приводит к отказу в выпуске. Представители ФТС России признали наличие проблемы, но сообщили, что ведомством закуплены считыватели средств идентификации, которые проходят апробацию, после чего будут внесены доработки в операционную систему. Они пообещали, что к концу года проблему удастся решить: инспектор на самом считывателе будет видеть, имеются ли соответствующие коды в системе «ГИС-маркировка». Ряд вопросов был связан с перемещением товаров в рамках ЕАЭС. Например, требуется ли указание кода маркировки в статформах? Ответ: сегодня указание кода маркировки в статформе не предусмотрено. Как передать коды маркировки покупателю в Белоруссию? При подаче статформы в ФТС России коды не будут списываться с продавца? Ответ: что касается выбытия товаров, регулирование осуществляет ЦРПТ, который контролирует информацию о статусе кодов. При таможенном контроле информацию о статусе кода инспектор также получает из системы «ГИС-маркировка». С Белоруссией сегодня налажено наибольшее взаимодействие: ЦРПТ осуществляет передачу кодов маркировки в белорусскую информационную систему, чтобы они были нанесены на товар, который предполагается к ввозу в РФ. Многих участников оборота волновала тема ответственности по статье 16.2 КоАП при выявлении ситуации, когда в графе 31 не заявлен код идентификации либо информация, заявленная декларантом, не соответствует сведениям, полученным из системы «ГИС-маркировка». Спикеры успокоили аудиторию: состава правонарушения по статье 16.2 в этом случае нет, дело об АП не заводится, просто будут приняты меры, о которых сказано выше (выставление требования о внесении изменений в графу 31 ДТ и т.д.).

Ряд вопросов касался маркировки конкретных товаров. Требуется ли маркировка на лекарственные препараты для ветеринарии, на медицинские изделия? Ответ: сегодня маркируются только лекарственные препараты для медицинского применения, лекарственные препараты для ветеринарии и медицинские изделия не подлежат маркировке, хотя правительством рассматривается вопрос о проведении эксперимента по маркировке отдельных видов медицинских изделий. Анастасия Вяткина дала подробное разъяснение по лекарственным препаратам, поскольку это единственная категория товаров, в отношении которой не определены коды ТН ВЭД. В соответствии с законодательством все лекарственные средства делятся на лекарственные препараты и фармсубстанции, при этом есть лекарственные препараты для медицинского применения, лекарственные препараты для ветеринарии и медицинские изделия. На лекарственный препарат для медицинского применения выдается регистрационное удостоверение, которое подлежит обязательному указанию в графе 44 ДТ, поскольку это разрешение на обращение данного препарата на территории РФ. В настоящее время в графу 31 вносится название лекарственного препарата для медицинского применения, в графе 44 указывается регистрационное удостоверение и в графе 33 – код данного препарата. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 955 до 1 января 2021 года возможен ввоз лекарственных препаратов для медицинского применения без нанесения средств идентификации на основании согласования Росздравнадзора (сейчас правительством рассматривается возможность продления этого срока).  

Довольно много вопросов от участников вебинара поступило в отношении не до конца отработанных аспектов процесса. Например, что делать, если шины промаркированы за границей, но во время транспортировки средство идентификации оторвалось, то есть в базе данных «ГИС-маркировка» код есть, а во время досмотра инспектор обнаруживает отсутствие этикетки? Представители ФТС России признали, что по результатам эксперимента маркирования шин не удалось найти полноценного решения, как наносить на эти товары средства идентификации. Пока выход один: если оторвавшаяся этикетка находится в транспортном средстве и была найдена, ее можно приклеить, и инспектор считает код идентификации, если же найти не удалось, товар придется перемаркировать, то есть пройти всю процедуру: получить новый код идентификации, наклеить, внести изменения в ДТ и т.д. Кстати, по шинам есть еще один нюанс, на который обратили внимание спикеры. Проверка требований по маркировке будет осуществляться, если наименование в графе 31 и код в графе 33 включены в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. Если же ввозится колесо в сборе и классифицируется кодом, которого в этом перечне нет, таможенный орган не проверяет маркировку. Немало проблем и у импортеров обувной продукции. Так, организация упорно получает от таможни отказ в выпуске обуви для собственных нужд, хотя по постановлению Правительства РФ от 5.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» участником оборота не является юридическое лицо или ИП, осуществляющие ввоз товаров не для последующей реализации, а для собственных нужд производства. Анастасия Вяткина признала, что это недоработка ФТС России, хотя конкретно для ДВТУ разъяснение было сделано. Она пообещала, что разъяснение по данному вопросу будет разослано по всей системе таможенных органов. Вероятно, то же потребуется и для двух других ситуаций: выставки в шоу-румах обуви, не предназначенной для продажи, и полупар, которые ввозятся для демонстрации. В Соглашении о маркировке есть норма о том, что требование о маркировке не распространяется на ввоз товаров для международных выставок и ярмарок, но шоу-румы в эту категорию не попадают. Что касается полупар, в правилах маркировки обуви они каким-то причинам не попали в исключения, хотя понятно, что полупара не может быть реализована. Анастасия Вяткина посоветовала заинтересованным лицам направить письмо в Минпромторг, чтобы координатор инициировал внесение поправки в постановление. Также она пообещала, что об этих проблемах будет доложено руководству ФТС России, чтобы подготовить разъяснение и разослать его во все таможенные органы. Наконец, до сих пор не найдено решение вопроса, который волнует всех участников оборота маркированных товаров: нужно ли вносить в структуру таможенной стоимости затраты на маркировку? Сегодня такая статья расходов не предусмотрена нормами ТК ЕАЭС. «Мы проработаем этот вопрос, – сказала Анастасия Вяткина. – А пока если вы планируете ввоз товаров, подлежащих обязательной маркировке, проконсультируйтесь в таможенном органе, где будете осуществлять декларирование, конкретно по вашей ситуации». Впрочем, не совсем понятно, как этим советом можно воспользоваться при декларировании в ЦЭД. Резюмируя, приходится констатировать, что в организации процесса маркировки еще достаточно много недоработок, которые создают участникам ВЭД и временные, и финансовых проблемы. 

хартия добросовестных участников вэд