Таможня в формате «все включено»

30 ноября состоялся вебинар Федеральной таможенной службы на тему «Проведение должностными лицами таможенных органов иных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ».

Об осуществлении таможенными органами полномочий по проведению ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска рассказал Максим Лукьянов, начальник отдела организации государственного контроля в пунктах пропуска и реализации пограничной политики Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России. Для начала он напомнил, что передача полномочий таможенным органам по иным видам контроля началась в 2010 году, когда им были переданы транспортный контроль в полном объеме, а ветеринарный, фитосанитарный и санитарно-карантинный – в форме проверки документов. Целью данных мероприятий являлось достижение ускорения совершения операций в пунктах пропуска и оптимизация ресурсов контролирующих органов на границе. Спикер перечислил основные нормативные акты, регулирующие эти вопросы: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 500 «Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 501 «Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 502 «Об утверждении Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», в настоящее время утратившее силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 13 августа 2016 г. № 792 «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», и приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора». В этих документах подробно прописаны все действия должностных лиц таможенных органов при проведении данных видов контроля. Суть в том, что должностные лица таможенных органов проводили проверку соответствующих документов, представляемых перевозчиком, в случае необходимости направляли товары для проведения фактического контроля представителям Россельхознадзора или Роспотребнадзора, а при отсутствии каких-либо рисков самостоятельно принимали решение. Следующим этапом стала передача таможенным органам иных видов контроля в полном объеме – на территории свободного порта Владивосток и в рамках эксперимента в автомобильных пунктах пропуска «Вяртсиля», «Шумилкино» и «Яраг-Казмаляр». Сейчас подготовлен законопроект, расширяющий сферу эксперимента, – будет добавлена Арктическая зона. По словам докладчика, в части санитарно-карантинного контроля полномочия таможенников практически не изменились – они проводят документальный контроль. Что же касается фитосанитарного и ветеринарного контроля, здесь произошли значительные изменения – таможенные органы стали проводить фактический контроль товаров. 

Озвучивая предварительные итоги передачи таможенным органам полномочий по проведению иных видов контроля, Максим Лукьянов подчеркнул, что в целом поставленная задача достигнута – отмечается ускорение совершения операций в пунктах пропуска за счет сокращения времени, которое затрачивалось перевозчиками на передачу документов от одного госоргана к другому. Также реализован принцип единого окна в более полном формате. Однако были выявлены и проблемы, главными из которых являются отсутствие автоматизированной системы управления рисками по иным видам контроля и значительное увеличение нагрузки на должностных лиц таможенных органов. В связи с этим, отметил спикер, позиция ФТС России заключается в том, что дальнейшая передача таможенным органам полномочий по иным видам контроля должна производиться в увязке с передачей штатной численности и переподготовкой должностных лиц. 

Затем Максим Лукьянов ответил на вопросы участников вебинара, первым из которых стала просьба подробнее рассказать о порядке осуществления иных видов контроля. Отвечая на этот вопрос, представитель ФТС России отметил, что самым необременительным для таможенных органов является санитарно-карантинный контроль. Он заключается в проверке наличия свидетельства о госрегистрации товаров, которые включены в соответствующий перечень. Это делается в рамках информационного взаимодействия: таможенник по номеру свидетельства о госрегистрации, которое есть у перевозчика, делает запрос в систему Роспотребнадзора, откуда в автоматическом режиме приходит позитивный или негативный ответ. По фитосанитарному контролю в рамках эксперимента таможенники осуществляют также осмотр товаров высокого риска. Ветеринарный контроль, по словам спикера, похож на фитосанитарный. Единственное отличие – более доработанная система управления рисками, так что таможенник видит решение Россельхознадзора: надо ли направлять товар представителю этого органа или таможенный орган может самостоятельно принять решение. Говоря о планах по развитию информационного взаимодействия между госорганами, перевозчиками и участниками ВЭД, о чем спросил один из слушателей, докладчик сообщил, что в целом информационное взаимодействие между ФТС России, Россельхознадзором и Роспотребнадзором организовано, а дальнейшее развитие заключается во внедрении автоматизированной СУР по иным видам контроля и представлении предварительной информации при прибытии товаров в расширенном виде, включающей сведения для проведения данных видов контроля (эта информация требуется для того, чтобы таможенные органы в пункте пропуска могли получать решение соответствующего ведомства). Один из участников вебинара поинтересовался, планируется ли привлечение уполномоченных экономических операторов для участия в озвученных выше экспериментах. На это последовал такой ответ: преимущества и упрощения, предоставляемые УЭО, относятся к совершению таможенных операций, при проведении иных видов контроля выделение операторов в отдельную категорию не предусматривается. Еще был задан болезненный для участников ВЭД вопрос о частых случаях повторного проведения контроля. «Проведение операций при ветеринарном, фитосанитарном и санитарно-карантинном контроле не отменяет необходимости схожих операций при проведении таможенного контроля, – пояснил Максим Лукьянов. – Системы управления рисками у этих органов разные, оценивают различные параметры и имеют разные задачи. Поэтому, если товар и осматривался, например, фитосанитарами при прибытии, то при помещении под транзит таможня вполне может в рамках какого-то риска провести осмотр или досмотр». Следующий вопрос: должны ли таможенные органы вести журналы в отношении решений по подконтрольным товарам? Ответ: да, с 2010 года такие журналы ведутся, процесс автоматизирован, все решения не только фиксируются, но и передаются в Россельхознадзор и Роспотребнадзор. В заключение один из слушателей выразил опасение, что возникнут проблемы, когда таможенным органам полностью будут переданы полномочия по проведению иных видов контроля. По словам представителя ФТС России, в 2010 году, когда начался этот процесс, ослабления контроля не произошло, поскольку передача полномочий сопровождалась обучением должностных лиц и передачей штатной численности. В пунктах пропуска проводились курсы, а в свободной зоне Владивосток таможня пополнилась сотрудниками Россельхознадзора и Роспотребнадзора, которые надели таможенную форму и проводят соответствующий контроль. Таким образом, если передача полномочий и в дальнейшем будет сопровождаться обучением и пополнением штатов, ни государственные интересы, ни интересы бизнеса не пострадают.

хартия добросовестных участников вэд