Совместная работа – гарантия успеха

16 декабря в Федеральной таможенной службе в режиме онлайн состоялось заседание Общественного совета при ФТС России с участием руководителя ведомства Владимира Булавина.

Руководитель ФТС России, принявший участие в заседании Общественного совета, ознакомил его участников с итогами работы таможенной службы в текущем году и планами на ближайшую перспективу. Он напомнил, что в этом году завершается действие Комплексной программы развитии ФТС России на период до 2020 года и Стратегии развития ФТС России до 2020 года. Особенностью функционирования службы в отчетный период стали условия пандемии, которые заставили внести изменения в работу таможенных органов с точки зрения безопасности сотрудников, а также организации «зеленых льготных коридоров» для ввоза продуктов питания и товаров, предназначенных для борьбы с инфекцией (освобождение от уплаты НДС составило 2 млрд рублей, ввозных таможенных пошлин – более 11 млрд рублей). Показатели, с которыми ФТС России подходит к концу года, следующие: внешнеторговый оборот существенно сократился – на 16,9% по сравнению с 2019 годом, экспорт составил 270 млрд долларов (снижение на 22,4%), импорт – 187 млрд долларов (снижение на 7,5%). За 11 месяцев 2020 года в бюджет перечислено 4 трлн 180 млрд рублей, при этом доля импорта составила 72,5%, экспорта – 24,6%. Говоря об исполнении стратегических документов, Владимир Булавин отметил, что несмотря на сложности удалось достичь хороших результатов в их реализации: «Мы завершили масштабную реформу таможенных органов и создали в России единую сеть электронных таможен, в 16 центрах электронного декларирования, которые работают на государственных площадях, сегодня оформляется около 98% всех деклараций». Реформа и цифровизация позволили выработать единые подходы к таможенному регулированию, повысить результативность таможенного контроля, а также открыли новые возможности для упрощения и ускорения таможенных операций. За 11 месяцев полностью автоматически зарегистрировано более 3,5 млн деклараций (авторегистрация ДТ составила при экспорте 92%, при импорте – 80%), выпущено в автоматическом режиме более 1 млн ДТ, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска (при экспорте автовыпуск составил 80%, при импорте – более 64%). При транзите в электронном виде оформляется 99% деклараций. «Показатели автоматических регистрации и выпуска достигли, на наш взгляд, предельных значений, что напрямую связано с количеством компаний зеленого сектора, к товарам которых потенциально применим данный режим, – подчеркнул руководитель ФТС России. – Сегодня к этому сектору отнесено 10,5 тысяч организаций». Также он отметил, что в этом году, к сожалению, сохранялось на достаточно высоком уровне количество правонарушений в таможенной сфере: за 11 месяцев таможенные органы возбудили 103 тысячи дел об административных правонарушениях, из них 22% по фактам недекларирования или недостоверного декларирования; возбуждено более 2 тысяч уголовных дел. Что касается перспектив развития российской таможенной службы, на ближайшее десятилетие запланирован переход от электронной таможни к интеллектуальной, причем главными приоритетами станут внедрение искусственного интеллекта, применение международных электронных систем сертификации происхождения товаров, совершенствование системы управления рисками, алгоритмов авторегистрации и автовыпуска, цифровизация транзита и обустройство пунктов пропуска, – все это нашло отражение в Стратегии-2030. Завершая свое выступление, Владимир Булавин сказал: «Поддержание постоянного диалога с общественностью является одним из значимых направлений нашей деятельности. Серьезный вклад в изменение микроклимата в таможенной сфере внесла работа Общественного совета. Считаю, что нам с вами удалось выстроить конструктивный диалог на этой площадке. Все наши ключевые документы обсуждались с членами совета, в том числе Стратегия-2030, которая в этом году утверждена правительством. Надеюсь на продолжение нашей совместной работы в ходе реализации будущих проектов». 

В свою очередь председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко представил результаты деятельности совета за текущий год. «Завершается сложный во всех отношениях 2020 год, – сказал он. – В докладе руководителя ФТС России были четко обозначены итоги работы службы по выполнению Программы-2020, и надо отметить, что весь этот период Общественный совет работал в теснейшем взаимодействии с Федеральной таможенной службой. Дискуссия на площадке совета в этом году была сконцентрирована на стратегических направлениях развития таможенных органов. Хочу поблагодарить руководителя службы, его заместителей, начальников всех управлений ФТС России, а также региональных руководителей всех уровней за внимательное отношение к запросам и рекомендациям Общественного совета. Особые слова благодарности ответственному секретарю совета Руслану Давыдову». Леонид Лозбенко подчеркнул, что план работы совета на 2020 год в основном выполнен. Лишь один из пунктов – проведение совместного заседания общественных советов Минфина, ФТС и ФНС, трех ведущих ведомств по наполнению государственной казны, пришлось из-за пандемии перенести на следующий год. Также Леонид Лозбенко сообщил, что для повышения эффективности практической работы совета в регионах Общественной палатой РФ было принято решение об увеличении состава совета на восемь единиц – с 20 до 28 человек. Кроме того, достигнута договоренность с Евразийской экономической комиссией о создании в структуре ЕЭК подкомитета по бизнесу. «Дальнейшая работа совета будет строиться в новых условиях – в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии-2030. Убежден, что наша совместная работа с Федеральной таможенной службой позволит нам выполнить все задачи, стоящие перед службой, и внести свой вклад в укрепление экономики России», – резюмировал Леонид Лозбенко. 

Продолжило заседание выступление заместителя председателя Общественного совета, председателя Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике Георгия Петрова. Он отметил, что уходящий год был тяжелым для бизнеса, но он был и очень непростым для таможенной службы. «Выступление Владимира Ивановича подтвердило, что несмотря на все сложности, связанные с пандемией, таможенная служба справилась с возложенными на нее задачами,- подчеркнул Георгий Петров. - В весенний период приходилось отлаживать бесперебойность ввоза необходимых медикаментов, медицинского оборудования, продовольственных товаров, и надо признать, что внутренний рынок не почувствовал каких-либо ограничений».  Он отметил, что важным в этот период стало то, что между бизнесом и руководством таможенной службы не прерывался диалог, отлажен был надежный канал связи в режиме on-line, на все просьбы и предложения всегда был положительный отклик.  В своем выступлении Георгий Петров также остановился на последних событиях, связанных с необоснованным повышением цен на ряд продовольственных товаров. По его мнению, ФТС России следовало бы усилить аналитическую работу, поскольку именно таможня в режиме реального времени может своевременно увидеть и отреагировать на резко возросший экспорт товаров этой категории и на этой основе спрогнозировать угрозу разбалансированности потребительского рынка в стране. 

Затем Сергей Совдагаров, заместитель председателя Общественного совета, председатель Ассоциации «Некоммерческое партнерство Профессиональных таможенных операторов», проинформировал о работе официального сайта совета. Он сообщил, что на сайте подробно освещаются все значимые мероприятия по таможенной тематике, в том числе за этот год было опубликовано порядка 50 статей и обзоров по различным направлениям внешнеэкономической деятельности. Еще один аспект работы сайта – получение ответной связи от граждан, компаний, общественных объединений по профильным вопросам. «Мы стараемся развивать механизм оперативного реагирования на обращения, поступившие через сайт, – отметил Сергей Совдагаров. – Но обращений, к сожалению, пока поступает не так много. Вероятно, не все заинтересованные лица знают о наличии такого формата либо не считают его действенным. Обращаюсь к членам совета с просьбой дать свои рекомендации по активизации данного направления работы сайта и информированию участников ВЭД о возможности обращения на сайт Общественного совета с вопросами, жалобами и предложениями». Он сообщил, что в следующем году продолжится совершенствование работы сайта. При этом обязательно будут учтены замечания, высказанные Общественной палатой РФ, среди которых отсутствие контактных данных и фотографий членов совета и отсутствие публикаций повестки планируемых заседаний. Еще в 2020 году планируется организовать открытое обсуждение на сайте проектов нормативных актов, документов и инициатив, для чего потребуется активное участие всех членов совета. «Одним из критериев эффективности работы Общественного совета является обсуждение на очных заседаниях вопросов, вызывающих большой общественный резонанс. У нас есть все возможности в 2021 году реализовать на сайте такое обсуждение, что будет способствовать успешному достижению целей Стратегии развития ФТС России до 2030 года», – подчеркнул Сергей Совдагаров. 

О конкретных мерах по реализации Стратегии-2030 участникам заседания рассказал заместитель руководителя ФТС России Владимир Ивин. Он сообщил, что в целях реализации Стратегии-2030 правительством утвержден план на первый период – до 2024 года, который включает 78 мероприятий. Наиболее значимы из них следующие. К марту 2023 года должен быть создан Главный центр обработки данных ФТС России, который обеспечит круглосуточное функционирование таможенных информационных систем с высоким уровнем производительности, отказоустойчивости, полным резервированием и будет гарантировать требуемую скорость и безаварийность работы программных средств. Докладчик отметил, что к концу этого года таможенная служба подошла значительно обновленной как в информационном, так и в организационном плане и на этом фоне рельефнее высветились проблемы недостаточности оснащения пунктов пропуска техническими средствами таможенного контроля. В связи с этим целый блок мероприятий плана посвящен разработке и реализации перспективной модели интеллектуального пункта пропуска через госграницу. Для каждого вида транспорта будет создана своя модель, которая станет стандартом для обустройства и оснащения пунктов пропуска. На 2021 год запланирована разработка модели интеллектуального пункта пропуска в части технологического процесса (бизнес-процессов). Ответственной за исполнение этого пункта является ФТС России, а вот непосредственное создание и внедрение модели интеллектуального пункта пропуска должен обеспечить Минтранс в 2023-24 годах и во втором плановом периоде до 2030 года. Еще одно приоритетное мероприятие плана – внедрение к концу 2022 года технологии оценки уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени. Принятие решения о необходимости применения мер по минимизации рисков будет зависеть от совокупности всей информации о товаре, сделке: характеристика товара, условия его перемещения через границу, контрактные условия, степень добросовестности декларанта и т.д. Для реализации этой меры потребуется реализовать целый комплекс задач, в числе которых применение искусственного интеллекта для выбора объектов контроля, обмен результатами применения СУР с иными контролирующими и регулирующими органами, внедрение такого инструмента, как межведомственные профили риска для обеспечения однократности и комплексности проверок. Кроме того, предусмотрена интеграция сегментов СУР со странами ЕАЭС и более глубокое информационное взаимодействие с законопослушным бизнесом, готовым добровольно повысить степень открытости своих информационных систем для таможенных органов. Следующий блок приоритетных мероприятий посвящен совершенствованию таможенного регулирования электронной торговли. К концу 2022 года планируется законодательно закрепить новые правовые реалии в этом сегменте ВЭД, в том числе создать законодательную основу функционирования института оператора интернет-торговли в лице АО «Почта России». Целый блок мероприятий касается развития института уполномоченного экономического оператора. В частности, национальные стандарты будут актуализированы в соответствии с Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации и до конца 2024 года планируется закрепить в российском законодательстве необходимость претендентами на получение статуса УЭО соответствовать этим стандартам. Также планируется в 2021 году обеспечить внедрение электронных навигационных пломб, а к концу 2024 года концептуально закрепить создание единой системы транзита ЕАЭС. И на весь период до 2024 года планируются мероприятия по дальнейшей интеграции информационных систем ФТС и ФНС. «Нам предстоит большой объем работы, чтобы вывести таможню на новый технический и технологический уровень, – констатировал Владимир Ивин. – Причем по 29% мероприятий плана ответственными за исполнение являются иные органы исполнительной власти и организации. В связи с этим рисками недостижения или неполного достижения целей Стратегии-2030 следует признать возможное недостаточное финансирование и работу смежников. И здесь нам понадобится помощь бизнеса, прежде всего Общественного совета. Мы очень надеемся на вашу поддержку». 

Подводя итоги обсуждению, Леонид Лозбенко обратился к членам Общественного совета с просьбой внимательно ознакомиться с планом мероприятий, о котором говорил Владимир Ивин, и определиться, какие пункты каждый мог бы взять на свой контроль. «Мы это запишем в качестве решения совета и в конце 2021 года, подводя итоги работы, спросим с каждого члена Общественного совета, каким образом он курировал данное направление, – подчеркнул Леонид Лозбенко. – В заключение хотел бы еще раз поблагодарить все руководство ФТС России за очень эффективную совместную работу, за правильное понимание того, что мы можем сделать вместе для решения глобальных задач, которые стоят перед страной».  Руководитель Федеральной таможенной службы, со своей стороны, также выразил благодарность членам Общественного совета за конструктивное плодотворное сотрудничество. «В прошедшие годы нам удалось при вашей активной поддержке многое сделать, но предстоит сделать еще больше», – резюмировал Владимир Булавин.

хартия добросовестных участников вэд