«Одно окно» РЭЦ обретает форму

«Одно окно» РЭЦ обретает форму

3 июня в Торгово-промышленной палате РФ прошел вебинар, посвященный созданию информационной системы «Одного окна» на базе цифровой платформы Российского экспортного центра.

«Тема сегодняшней онлайн-конференции крайне интересна для бизнеса, поэтому в ней принимают участие представители всех территориальных торгово-промышленных палат и региональные экспортеры, – отметил Сергей Катырин, президент ТПП России, открывая мероприятие. – «ʺОдно окноʺ – очень сложный и амбициозный проект. Речь идет о платформе, в которой бизнес будет иметь доступ в электронном виде к комплексному оформлению экспорта, получать другие дополнительные экспортно-ориентированные услуги. На наш взгляд, это один из главных пунктов реализации национального проекта ʺМеждународная кооперация и экспортʺ».  

Вероника Никишина, генеральный директор АО «РЭЦ», обозначила цели организованной встречи: во-первых, доложить о планах по разработке сервисов создаваемой системы, чтобы обсудить их с экспортерами, во-вторых, представить промежуточные результаты работы. «Сегодня мы представляем прототип сервиса по получению выставочной субсидии, на примере которой покажем алгоритм работы сервисов ʺОдного окнаʺ, – сказала Вероника Никишина. – Алгоритм заключается в уходе от бумажного документооборота во взаимоотношениях бизнеса с регуляторами. Если речь идет о государственных услугах, основная задача – получение услуги в максимально безбумажном виде через обмен сведениями. С помощью нашего сервиса мы будем получать их из информационных систем, в которых эти сведения уже внесены экспортером».  

Алексей Кожевников, вице-президент АО «РЭЦ», в начале своего выступления познакомил аудиторию с результатами онлайн-опроса, проведенного РЭЦ для выяснения, какие сервисы наиболее востребованы будущими клиентами. В опросе приняли участие 654 экспортных компании, и наиболее ожидаемыми (более 60%) оказались сервисы, помогающие в поиске иностранных покупателей и российских поставщиков. «Система ʺОдного окнаʺ разрабатывается для помощи компаниям, которые хотели бы экспортировать свой товар, но связанные с этим процедуры кажутся им чрезмерно сложными, – подчеркнул Алексей Кожевников. – Планируется, что через ʺОдно окноʺ РЭЦ экспортеры смогут получить более 60 государственных, субсидиарных, аналитических и бизнес-сервисов. Уже до конца этого года будет доступно 5 государственных сервисов, 18 аналитических и 6 бизнес-сервисов». В качестве примера спикер привел функционал сервиса «Таможенное декларирование». Если при непосредственном контакте с таможенным органом, например, на запрос дополнительных документов отводится 10 дней, то при декларировании через «Одно окно» этот срок будет сведен к нулю, поскольку система сама подготовит пакет запрошенных документов, получая их из СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия). По такому же принципу предполагается действие сервисов по валютному контролю, получению сертификатов, лицензий, подтверждения нулевой ставки НДС. «Для экспортеров все это будет мгновенно и бесплатно», – резюмировал Алексей Кожевников. 

Однако сервисы «Одного окна», предоставляющие госуслуги, существуют пока только в виде теоретических разработок. В наибольшей степени готовности сегодня находится сервис «Выставочная субсидия», прототип которого участникам вебинара презентовали Сергей Вологодский, вице-президент АО «РЭЦ» и Павел Шабалов, эксперт РЭЦ. Докладчики подробно рассказали, как поменяется процедура получения этой меры поддержки экспорта. На слайдах она выглядит очень простой и легкой. Сейчас экспортер тратит 14 дней на подготовку и подачу заявки на получение субсидии, в системе РЭЦ на это понадобится один рабочий день. Сегодня при подаче заявки в РЭЦ он должен представить пакет документов в бумажном виде, общение осуществляется по телефону – в формате «Одного окна» вся процедура переводится в цифровую форму. Экспортер в «личном кабинете» получает информацию о подходящих выставках, выбирает выставку и подает онлайн-заявку. Предполагается начать тестирование прототипа «Выставочная субсидия» уже в конце июня.

Участников мероприятия, конечно, интересовало, будут ли услуги РЭЦ бесплатными. Алексей Кожевников пояснил, что в системе «Одного окна» предусмотрено три вида сервисов: 1) пул бесплатных сервисов, например, государственные услуги; 2) модуль, позволяющий принимать государственные платежи, когда оказание конкретной услуги сопряжено с платежом, например, с уплатой госпошлины или сбора; 3) «открытая полка» – пул коммерческих сервисов, которые можно будет получать на платформе за плату. Также планируется обеспечить интеграцию «Одного окна» с информационными системами партнеров РЭЦ (в том числе Сбербанка), откуда можно будет получать востребованные сервисы. К платным сервисам, как можно предположить, относится и услуга, представленная участникам вебинара экспертом РЭЦ Татьяной Губановой, по оценке экспортной зрелости предприятий, которую назвали «Акселерация экспортно-ориентированных компаний».

Подводя итоги обсуждению, Сергей Катырин высоко оценил энтузиазм РЭЦ в разработке столь амбициозного проекта. «Если добьетесь заявленных целей, каждому из вас можно при жизни поставить памятник», – пошутил в заключение президент ТПП. Впрочем, Вероника Никишина предупредила, что процесс создания новой системы не быстрый. Даже почти готовым сервисом «Выставочная субсидия» экспортеры смогут воспользоваться в лучшем случае не раньше ноября, поскольку для запуска в штатном режиме «Одно окно» должно получить статус государственной информационной системы. Действительно, распоряжением Правительства РФ от 26.07.2019 № 1661-р утвержден план мероприятий по наделению информационной системы «Одно окно» АО «Российский экспортный центр» правовым статусом федеральной государственной информационной системы, для чего потребуется принятие федерального закона. Правда, для этого придется подождать до осени, когда приступит к работе Государственная Дума, которой предстоит рассмотреть соответствующий федеральный закон.

хартия добросовестных участников вэд