Как реализуются упрощения на практике

15 апреля ФТС России провела вебинар на тему перемещения в формате «зеленого коридора» товаров первой необходимости и продовольствия в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Максим Лукьянов, заместитель начальника отдела контроля пунктов пропуска Главного управления организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы, в ходе вебинара разъяснил особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров первой необходимости и продовольствия в условиях распространения коронавирусной инфекции. Прежде всего он напомнил, что в соответствии с поручением Правительства РФ Минпромторгом был разработан перечень товаров первой необходимости и продовольствия, которые должны ввозиться в упрощенном порядке – в рамках «зеленого коридора». При этом, как пояснил Максим Лукьянов, используемое в поручении понятие «зеленый коридор», который таможне поручено организовать для ввоза товаров в условиях распространения коронавирусной инфекции, не коррелирует с аналогичным термином, установленным в законодательстве. Поэтому здесь новых нормативно закрепленных стандартов и новых форм нет: все упрощения, связанные с оформлением определенного перечня товаров, Федеральная таможенная служба реализовала, используя имеющиеся у нее полномочия. По перечню Минпромторга ФТС России определила коды товаров по ТН ВЭД и довела их до таможенных органов. В отношении таких товаров установлен первоочередной порядок совершения таможенных операций в пунктах пропуска, при декларировании и выпуске. Что касается пунктов пропуска, первоочередной порядок организован на всех этапах таможенного контроля: как при подаче документов, так и при перемещении транспортных средств по территории пунктов пропуска, им предоставляется приоритет в регистрации прибытия, в доступе транспортного средства на линию контроля, помещения под транзит и последующего завершения транзита в месте назначения. При декларировании также обеспечивается приоритет обработки соответствующих деклараций посредством внутренней диспетчеризации. «Мы осуществляем ежедневный мониторинг и фиксируем, что на сегодня в рамках зеленого коридора выпущено около 12 тысяч ДТ, которые были обработаны в приоритетном порядке», – сообщил Максим Лукьянов.

Затем спикер более подробно остановился на текущей ситуации в пунктах пропуска. В связи с проведением ФТС России комплекса мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции несколько изменилась схема работы в пунктах пропуска. Для минимизации личных контактов должностных лиц таможенных органов с представителями перевозчиков организована подача документов водителями без выхода из кабины транспортного средства (таким же образом работает и Роспотребнадзор). Также приняты меры по обеспечению работоспособности таможенных органов в условиях распространения инфекции. Поскольку имели место случаи перемещения через пункты пропуска представителей перевозчиков, у которых впоследствии обнаруживался коронавирус, таможенные органы приняли решение о формировании резерва должностных лиц таможни на случай, если ту или иную дежурную смену придется отправить на карантин из-за контактов с такими водителями. В целом обстановка в пунктах пропуска стабильная, отметил Максим Лукьянов, товары перемещаются в штатном режиме. Вместе с тем перед пунктом пропуска Пограничный в Дальневосточном федеральном округе сейчас скопилось более 200 транспортных средств, следующих в Китай. Это связано с действиями китайской стороны: с 14 апреля проводится дезинфекция всех транспортных средств, въезжающих в КНР, и, по информации ФТС России, китайская сторона пропускает менее двух транспортных средств в час. Кроме того, поступают обращения по вопросам перемещения товаров на росийско-казахстанском и российско-белорусском участках госграницы. Спикер отметил, что введенные российским правительством ограничения в пунктах пропуска не затрагивают перемещение товаров, а касаются определенных категорий физлиц, поэтому если какие-то ограничения в отношении грузов возникают, они связаны с действиями сопредельных государств. Еще представитель ФТС России обратил внимание на то, что постановлением Правительства РФ от 2 марта 2020 г. № 223 введен временный запрет на вывоз отдельных видов продукции, предназначенной для борьбы с пандемией, и рекомендовал при планировании экспортных поставок предварительно знакомиться с утвержденным данным документом перечнем.

Вторая часть вебинара была посвящена ответам на вопросы слушателей. Участников мероприятия интересовало, в частности, применяется ли особый контроль в отношении товаров, ввозимых из Европы, где ситуация с короновирусом особенно сложная. Максим Лукьянов пояснил, что с точки зрения таможенного контроля – нет, но на границе проводится санитарно-карантинный контроль представителями Роспотребнадзора. Он добавил, что процесс взаимодействия участников ВЭД с Россельхознадзором и Роспотребнадзором в рамках «зеленого коридора» изменён, появилась с возможность представления документов в электронном виде. Был задан вопрос о возможности транзита через территорию России из Ирана на Украину: проблема возникла в связи с тем, что Турция уже два месяца не осуществляет грузовое сообщение с Ираном. Спикер ответил, что ФТС России знает об этом: многие турецкие перевозчики сейчас пытаются провезти свои товары через МАПП «Верхний Ларс», который является единственным сухопутным пунктом пропуска на границе с Грузией. Также слушатели интересовались: если таможенными органами идентификация товаров производится по коду ТН ВЭД, как быть с морскими перевозками, где перевозчики код не всегда заявляют. Докладчик ответил, что ФТС Росси определила коды ТН ВЭД для удобства идентификации и выявления таких товаров, но таможня может сама по наименованию товара определить код и предоставить положенные упрощения. Еще были заданы вопросы о возможности применения первоочередного порядка, если транспортное средство, например, на 30% загружено товарами первой необходимости, а на 70% иными товарами. «Если в машине товары первой необходимости, должен быть применен первоочередной порядок, так что остальным товарам повезло, – ответил Максим Лукьянов, – их тоже быстро оформят». Была задан и конкретный вопрос: Шереметьевская таможня возбудила дело об АП по факту выявления в ходе досмотра разницы в весе, медицинское оборудование, включенное в «коронавирусный» перечень критичных товаров, было задержано.  Спикер пояснил, наличие перечня не освобождает лиц, перемещающих такие товары, от соблюдения законодательства, но первоочередной порядок распространяется в том числе и на действия процессуального характера. Были заданы вопросы, касающиеся временно ввезенных автомобилей, которые из-за противоэпидемических ограничений нет возможности вывезти обратно. Спикер посоветовал для продления временного ввоза обратиться в таможенный орган, в регионе действия которого это транспортное средство находится, либо проконсультироваться в колл-центре, которые организованы при всех РТУ и таможнях непосредственного подчинения. 

Поскольку в ходе вебинара были заданы также  вопросы, не касающиеся напрямую заявленной темы, Максим Лукьянов рекомендовал для их решения либо направить запрос в подразделения таможенных органов, в компетенцию которых входит оказание консультирования по вопросам таможенного дела (http://customs.ru/folder/676/document/85975), либо сформировать электронное обращение на сайте ФТС России (http://customs.ru/appeal), либо обратиться в колл-центр ФТС России, РТУ или таможни непосредственного подчинения (http://customs.ru/.../v-czelyax-preduprezhdeniya). «Колл-центры и были созданы для оперативного информирования и консультирования участников ВЭД по вопросам, связанным с совершением таможенных операций в отношении товаров первой необходимости, продовольствия и медицинских товаров», – резюмировал Максим Лукьянов.

хартия добросовестных участников вэд