Новое окно в Европу

Новое окно в Европу

Одним из наиболее интересных мероприятий первого дня Международного таможенного форума, состоявшегося 24-25 октября в Москве, стал «круглый стол» «Окно в Европу: конструктивный диалог между ФТС России и партнерами из стран Европейского союза».

Следует обратить внимание на тот факт, что в «круглом столе», посвященном сотрудничеству России и Евросоюза, несмотря на крайне неблагоприятную политико-экономическую ситуацию (санкции, контрсанкции и т.п.) приняли участие представители многих европейских стран, включая Сабину Хенцлер – высокопоставленного сотрудника Еврокомиссии. Как отметил модератор мероприятия Леонид Лозбенко, председатель Общественного совета при ФТС России, «хотя на сегодняшний день наши отношения с ЕС носят достаточно формальный характер, и участники ВЭД, как российские, так и наших западных партнеров, жалуются на то, что очень много неопределенности, которая в основном вызвана политическими причинами, но надо жить, надо торговать, и в этом процессе огромная роль отводится таможне».

Перспективные направления, по которым может развиваться сегодня сотрудничество ЕС и РФ в таможенной сфере, обозначил заместитель руководителя ФТС России Владимир Ивин. Поставив в начале своего выступления сакраментальный вопрос: наступило ли время «прорубать новое окно в Европу», он заметил, что в настоящее время обе стороны находятся в осмыслении такой необходимости, а тем временем товары идут, бизнес работает, более того, со стороны предпринимателей есть запрос на увеличение товарооборота. «Мы должны сделать все, чтобы не ухудшить текущее положение, – подчеркнул Владимир Ивин. – Российская Федерация будет взаимодействовать с европейскими партнерами в том объеме, к которому они будут готовы. В частности, российская таможня готова работать в развитии проекта Большой Европы: основа для единого транзитного пространства от Лиссабона для Владивостока уже создана, транзитные процедуры ЕС и РФ одинаковы, и мы можем двигаться дальше с той скоростью, с которой хотим». Еще одним важным направлением сотрудничества является организация со странами Европы «зеленых коридоров» и работы по взаимному признанию статуса уполномоченных экономических операторов, о которых аудитории рассказал Григорий Боярский, заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России. «Организация зеленых коридоров и взаимное признание статуса уполномоченных экономических операторов идут в одной связке, – резюмировал Владимир Ивин. – Это общемировые тренды, которые могут быть в полной мере реализованы во взаимодействии с европейскими таможенными администрациями».

Однако едва ли в ближайшее время европейцы проявят активность по этим направлениям – у них сейчас другие заботы, связанные, с одной стороны, с обновлением Еврокомиссии, а с другой – с выходом из состава ЕС Великобритании (Brexit). Сабина Хенцлер, директор по международным и общим вопросам Генерального директората Европейской комиссии по налогообложению и таможенному союзу, сообщила, что с 1 декабря этого года в состав Еврокомиссии войдут 27 новых членов. Заниматься новому составу Еврокомиссии предстоит в основном проблемами, связанными с планами ЕС к 2025 году внедрить полную цифровизацию всей экономики, включая, естественно, таможенную сферу. В частности, придется вносить изменения и в Таможенный кодекс Евросоюза, принятый в 2016 году, который, несомненно, устареет, поскольку предполагается связать информационные системы всех таможенных администраций ЕС на базе новой технологии блокчейн. Впрочем, эти грандиозные планы строились без учета Brexit, так что здесь возможны коррективы.

А для таможенных администраций стран ЕС Brexit означает появление серьезных проблем уже сейчас. О них участникам мероприятия рассказал Стефан Лехейм, первый заместитель руководителя Главного управления таможни и акцизов Королевства Бельгия. Выход Великобритании из европейского таможенного союза означает как минимум 50% рост декларационного массива, соответственно, увеличение нагрузки на должностных лиц таможенных органов (326 дополнительных сотрудников уже приняты и планируется еще 15% увеличение кадрового состава). В связи с ростом декларационного массива появляется также проблема обеспечения стабильной работы системы транзита, которая может «сломаться» от перегрузки. По словам Стефана Лехейма, и российские участники ВЭД почувствуют негативные последствия Brexit: для провоза в Россию британских товаров нужно будет запрашивать транзит через ЕС и оформление по «еесовской» декларации станет невозможным.

Остальные спикеры в своих выступлениях затронули другие важные вопросы. Томаш Прохоцкий, генеральный директор по таможне Финансовой администрации Словацкой Республики, поделился опытом своей страны по внедрению европейской модели института уполномоченного экономического оператора. Маурицио Монтеманио, начальник управления по контролю и борьбе с мошенничеством Агентства таможни и государственной монополии Итальянской Республики, рассказал о сотрудничестве с российскими таможенниками: в частности, делегация ФТС России дважды за последние два года посетила химические лаборатории итальянских коллег, чтобы единым фронтом выступать в борьбе с торговлей некачественным оливковым маслом. Раймонд Зукулс, заместитель генерального директора Службы государственных доходов Латвийской Республики, директор Таможенного управления, пригласил российских участников ВЭД оформлять свои грузы в Латвии, заманивая их в том числе тем, что латвийская таможня может предложить бизнесу индивидуальный подход (что не может не вызывать настороженности у российских таможенников). Петр Дедиц, заместитель руководителя Национальной администрации доходов Республики Польша, затронул крайне актуальную тему взаимодействия таможенных и налоговых органов по выявлению фискальных нарушений, которую продолжил Сергей Шкляев, начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России. Завершили обсуждение Юрий Сиротич, заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» – начальник Управления по таможенной деятельности, и Михаил Антипов, директор по вопросам регулирования ВЭД Российского экспортного центра.

В заключение Леонид Лозбенко сказал: «Подведем итоги, пока итоги не подвели нас. Наша общая таможенная семья в мировых масштабах крайне невелика: менее 1 миллиона таможенников администрирует всю международную торговлю. Впереди у нас большие дела, поэтому взаимоотношения российских и европейских таможенных администраций должны не просто укрепляться, необходимо сотрудничество по конкретным проектам. Российская таможня к этому готова, и я рад, что во всех выступлениях коллег из ЕС сегодня также звучала готовность работать в этом направлении. Только вместе мы добьемся успеха».

Мероприятия

хартия добросовестных участников вэд