Народная дипломатия в действии

Общественный совет при Федеральной таможенной службе активно взаимодействует с бизнесом, оказывая поддержку не только отечественным предпринимателям, но и представителям иностранных компаний, работающим в России.

11 апреля в Американской торговой палате в рамках заседания Комитета AmCham по таможне и транспорту прошел семинар по таможенным вопросам, организованный при участии Общественного совета при ФТС России. Благодаря содействию заместителя руководителя  Общественного совета, председателя Ассоциации «Некоммерческое партнерство профессиональных таможенных операторов» Сергея Совдагарова,  к участию в мероприятии были приглашены начальник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики​ Евразийской экономической комиссии Марина Искоскова, эксперт Общественного совета при ФТС России, коммерческий директор таможенного представителя ООО «Дью Дилидженс» Алексей Бурыгин, , и  руководитель управления по работе с клиентами ООО «Мультисервисная платежная система» Ольга Алексеева.  

Открывая обсуждение вопросов таможенного администрирования, Марина Искоскова, , напомнила, что новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза работает уже почти полтора года и за это время накопилась определенная практика его применения. Технологические вопросы организации таможенного контроля отнесены на национальный уровень, поэтому Комиссия обратилась к странам Союза с просьбой проинформировать ЕЭК о том, как идет внедрение перспективных технологий, предусмотренных ТК ЕАЭС. Это сделано в связи с тем, что осенью Комиссия намерена вернутся к работе по совершенствованию таможенного законодательства, другими словами, начнется подготовка поправок уже в кодекс ЕАЭС. Таможенный кодекс принят относительно недавно, но технологии не стоят на месте, и с учетом статуса кодекса (ТК ЕАЭС является международным договором, поэтому внесение поправок – долгий процесс), если не начать работу сейчас, можно опоздать с внедрением перспективных новаций, обусловленных потребностями бизнеса и госорганов стран-участниц. Представитель ЕЭК особо отметила, что встречи, подобные сегодняшней, очень полезны в этой работе, так как позволяют точнее понять, какие нормы вызывают вопросы у участников ВЭД, какие положения надо корректировать. «Комиссия будет рада получить от бизнеса конкретные предложения», – добавила Марина Искоскова.

 Работу семинара продолжило выступление эксперта Общественного совета при ФТС России, коммерческого директора компании – таможенного представителя «Дью Дилидженс» Алексея Бурыгина. Будучи высококвалифицированным специалистом в сфере таможенного дела, имеющим за плечами большой опыт работы в качестве руководителя таможенного органа, Алексей Бурыгин подробно рассказал сотрудникам американских компаний о специфике таможенного оформления в России. Напомнив, что несмотря на санкции и прочие сложности на глобальном уровне, внешнеторговый оборот России растет, Алексей Бурыгин акцентировал внимание на особенностях сегодняшней ситуации в сфере таможенного регулирования в стране, обусловленных рядом факторов, в основном внутреннего характера. «Меняются логистические маршруты, места оформления, меняется сама таможенная служба в соответствии со своими планами развития. А раз меняется таможня – вынуждены меняться и участники ВЭД», – подчеркнул эксперт. Основные изменения связаны с построением новой структуры системы таможенных органов, в рамках которой процесс таможенного оформления начинает постепенно менять конфигурацию: все досмотровые операции с товаром производятся на таможенных постах фактического контроля, а подача деклараций на товары осуществляется в центрах электронного декларирования. По словам эксперта, анализируя новую модель администрирования, специалисты пула таможенных представителей совместно выработали ряд базовых правил – «золотой стандарт», выполняя которые можно достичь оптимального результата, то есть быстрого и беспроблемного выпуска товаров. Этими правилами Алексей Бурыгин и поделился с участниками семинара.

Главный секрет быстрого прохождения таможенного контроля состоит в тщательной и правильной подготовке к подаче электронной декларации: бумажные документы следует заранее перевести в формализованный вид, после чего в электронном архиве декларанта формируется полный пакет документов. «Некоторые мои коллеги, особенно когда большой поток товаров, ленятся переводить документы в формализованный вид и прилагают к декларации сканы бумажных документов. Точно знаю, что это неудобно для инспектора, потому что документ в формализованном виде можно пропустить через автоматическую проверку, а отсканированные документы приходится проверять глазами. Все живые люди – понятно, что никому не понравится сто документов в день глазами проверять, таможенник устает. Поэтому, если мы бóльшую часть работы сделаем сами, инспектор быстрее выпустит наш товар», – пояснил Алексей Бурыгин. Отдельно эксперт остановился на «подводных камнях», возникающих сегодня в процессе электронного декларирования в ЦЭДах. Он отметил, что в связи с масштабной перестройкой таможенной системы существует перегруженность каналов связи таможенных органов, и рассказал, как решает эти проблемы его компания, действующий таможенный представитель. «Например, в преддверии создания ЦЭДа на базе Московской областной таможни мы, предвидя перегруженность каналов связи, часть товаров своих клиентов (наиболее сложные) по логистике раскидали на соседние таможни: Смоленск, Тверь, Калуга. Хотя при этом появились определенные дополнительные затраты, многие клиенты после объяснений приняли нашу сторону и, думаю, не пожалели», – отметил Алексей Бурыгин. Еще одна «хитрость»: поскольку инспекторы в ЦЭДе работают посменно, они не обязаны помнить, кто какие документы подавал, поэтому, даже если ДТ на один и тот же товар подается долгое время, все равно пакет документов готовится так, как будто декларация на этот товар подается впервые. «В ЦЭДе выпускаются в первую очередь те товары, документация к которым качественно подготовлена», – констатировал эксперт. В его докладе прозвучало еще немало подобных полезных рекомендаций, а затем он ответил на вопросы аудитории. В частности, модератор мероприятия Арт Францек, сопредседатель Комитета AmCham по таможне и транспорту, президент Американского института бизнеса и экономики, поинтересовался, почему в России до сих пор не внедрена технология единого окна, что позволило бы широко применять авторегистрацию деклараций и автовыпуск товаров, как это делается в США и ЕС. По словам Алексея Бурыгина, пока нам до уровня ЕС далеко, и не потому, что таможня не старается, просто у нас концепция контроля товаров другая. «Это как раз задача текущего этапа развития таможенной системы – перейти максимально на авторегистрацию и автовыпуск. Сложность в том, что таможня пока не готова полностью довериться компьютерной программе, поскольку отсутствует такой уровень интеграции таможенной и налоговой информационных систем, который позволял бы отследить в налоговом учете прошедший таможню товар, если потом вдруг выяснится, что он был ввезен с нарушениями. Пока нет стопроцентной гарантии этого, таможня не дает добро на выпуск всех деклараций роботами, все равно их фильтрует инспектор. Но подвижки есть: сегодня в автоматическом режиме выпускается 3-5% ДТ при импорте и около 30% ДТ при экспорте – это достаточно хороший результат для российской системы. Я надеюсь, что со временем электронное декларирование станет настолько качественным, что сроки оформления будут минимальными», – резюмировал эксперт.

В заключение Ольга Алексеева, руководитель управления по работе с клиентами ООО «Мультисервисная платежная система», являющегося оператором таможенных платежей, познакомила присутствующих с сервисами, которые компания сегодня предлагает участникам ВЭД. Наиболее востребован платежный сервис «Раунд», предназначенный для оплаты таможенных платежей юридическими лицами в момент подачи таможенной декларации. Сервис полностью адаптирован к работе с новыми технологиями, внедряемыми ФТС России, в том числе с ресурсом единых лицевых счетов, а также к оформлению в центрах электронного декларирования. Основные преимущества сервиса: эффективное использование оборотных средств компании, мгновенная оплата любых таможенных платежей, автоматическое формирование отчетности по всем проведенным транзакциям, автоматическое формирование банковской выписки по всем совершенным таможенным платежам, автоматическая выгрузка данных по всем совершенным платежам в ERP-системы. При работе с ЕЛС клиенты получают в том числе возможность разделения в отчетности оформления разных товарных потоков и процессов таможенного оформления головных организаций и филиалов, что весьма актуально для холдингов. Из последних новинок компанией предлагается сервис по проверке действующих и потенциальных контрагентов. Пользователи имеют возможность проверить присутствие контрагента в реестре недобросовестных поставщиков, наличие жалоб на него в ФАС, участие и роль юрлица в арбитражных делах, наличие исполнительных производств. Также проверяется кредитоспособность и финансовое состояние контрагента, выявляются аффилированные организации, сведения о банкротстве, проводится оценка стабильности юридического лица по методике, разработанной ФНС России, и формирование индекса финансовой устойчивости контрагента. Также участников заседания очень заинтересовал сервис «Раунд» – «Отчетность», который применяется для предоставления отчетности в Федеральную налоговую службу, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Федеральную службу государственной статистики и обмена формализованными и неформализованными документами с государственными органами. Этот инструмент позволяет отправлять отчетность в режиме онлайн, в автоматическом режиме осуществляется проверка на форматные ошибки, информация о статусах отправленных отчетов приходит по электронной почте или в смс-сообщениях, немаловажный плюс – автоматическое обновление форм отчетов. Еще компанией совместно с ведущими страховыми  компаниями внедрен сервис «Страхование грузов онлайн», также очень удобный для работы: предусмотрены электронное оформление и оплата полисов, заключаемых в рамках генерального договора страхования грузов, возможность подачи извещения о страховом случае через «Личный кабинет», онлайн-регистрация  страховых случаев, рассмотрение страховых случаев на основе электронных копий документов, организация за счет страховщика сюрвейерских осмотров во всех точках мира и т.д.

Обмениваясь мнениями по итогам обсуждения, участники заседания дали высокую оценку выступлениям экспертов и выразили благодарность организаторам и Общественному совету при ФТС России за подготовку столь насыщенного полезной информацией мероприятия, а также за создание атмосферы взаимопонимания и комфортного общения. 

Мероприятия

хартия добросовестных участников вэд