К умной и незаметной таможне

Открыть протокол заседания в .pdf

3 июля в ФТС России состоялось совместное заседание Общественного совета и Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики, на котором обсуждалась крайне важная тема – новый формат российской таможни, который должен определить пути развития, роль и место таможенной службы в системе государственных органов страны на ближайшие десять лет.

Работа совместного заседания Общественного совета при ФТС России и Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России началась с обсуждения проекта Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. С обстоятельным докладом по этому вопросу выступил руководитель Федеральной таможенной службы Владимир Булавин. Он напомнил, что сегодня реализация ранее принятых основополагающих документов – Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года и Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года – находится на завершающем этапе и заверил, что все указанные в них мероприятия и установленные показатели будут достигнуты, включая наиболее амбициозный пункт об автовыпуске, доля которого в 2020 году должна составить 80% в отношении безрисковых партий.

Затем руководитель ФТС России озвучил наиболее значимые и прогрессивные идеи, заложенные в новой Стратегии, проект которой, особенно подчеркнул докладчик, разрабатывался совместно с бизнес-сообществом. Поблагодарив членов Общественного и Экспертно-консультативного советов за активное участие в подготовке предложений в Статегию-2030, Владимир Булавин выразил удовлетворение тем, что, как показала эта работа, видение бизнесом дальнейшей трансформации таможенного администрирования в целом соотносится с видением ФТС России, и большинство предложений деловых кругов было включено в текст проекта. Среди наиболее важных задач, поддержанных предпринимательским сообществом, руководитель ФТС назвал следующие: модернизация инфраструктуры пунктов пропуска, внедрение широкой системы прослеживаемости товаров на территории ЕАЭС, совершенствование системы таможенного транзита, однократность представления информации и применения форм госконтроля, исключение дублирования данных в электронном виде документами на бумажном носителе, повышение уровня автоматизации процессов выявления рисков на всех стадиях совершения таможенных операций, цифровая трансформация технологий таможенного оформления и таможенного контроля и обработки больших объемов данных с использованием методов искусственного интеллекта.

Однако все эти меры отнюдь не самоцель – они необходимы для выполнения миссии таможенной службы, которая впервые сформулирована в Стратегии-2030: «Содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД». «Главная цель новой Стратегии – создание к 2030 году качественно новой, насыщенной искусственным интеллектом, быстроперенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства», – как всегда, афористично сформулировал основной тезис Владимир Булавин, добавив, что практическая работа в этом направлении уже ведется. Так, для решения проблемы неразвитой инфраструктуры погранпереходов ФТС России подготовила новую модель международного пункта пропуска с использованием элементов искусственного интеллекта, которая будет внедряться в том числе в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Для авиационных и морских пунктов пропуска эта модель находится сегодня в высокой степени готовности, а для автомобильных и железнодорожных будет дорабатываться уже в рамках Стратегии-2030. Завершая свое выступление, руководитель ФТС России подчеркнул, что в достижении поставленных целей кратно возрастает роль бизнес-сообщества. «Движение таможни и бизнеса навстречу друг другу должно быть синхронизировано», – резюмировал Владимир Булавин, обращаясь к участвующим в заседании представителям деловых кругов.

Тему сотрудничества таможенной службы с предпринимательским сообществом продолжил председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко, который отметил, что бизнес очень впечатлил проект новой Стратегии, поскольку заложенные в нем идеи отвечают передовым международным тенденциям. «Цели и задачи, поставленные в Стратегии-2030, точно отражают основные принципы Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), которая была и остается главным ориентиром для всех таможенных служб мира, – подчеркнул Леонид Лозбенко. – В настоящее время продолжается обновление конвенции, и нам предстоит не только участвовать в этой работе, но и учесть соответствующие изменения в нашем законодательстве. Это принципиальная задача на ближайшие десять лет – структурирование законодательства под цели, которые ставятся в новой Стратегии, основанной на пересмотренной Киотской конвенции». Председатель Общественного совета высоко оценил уровень проработанности многих позиций проекта Стратегии-2030, особенно выделив роль Аналитического управления ФТС России, которым внимательно рассматривались все предложения, вносимые бизнесом. Крайне важной и удачной находкой проекта, по мнению Леонида Лозбенко, является обозначение миссии российской таможенной службы, что позволит в дальнейшем наиболее спорные решения и предложения как со стороны ФТС России, так и со стороны бизнеса сверять с этим тезисом. Также интересной новацией документа является задача по созданию новых профессиональных институтов – таможенных аудиторов, уполномоченных операторов интернет-торговли и т.д. Впрочем, по мнению Леонида Лозбенко, некоторые положения проекта могли бы быть доработаны, и со своей стороны предложил дополнить раздел «Целевые ориентиры развития таможенной службы России» такой формулировкой – «поощрение добропорядочных практик ведения внешнеэкономической деятельности участниками ВЭД». «Что я имею в виду? Руководитель ФТС России сказал, что движение навстречу должно быть синхронизировано: шаг таможни навстречу бизнесу – шаг бизнеса навстречу таможне. В настоящее время активно идет присоединение к Хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности: на сегодня насчитывается 1400 подписавших Хартию и 147 подписавших Декларацию о поддержке Хартии. Если в ближайшее время удастся довести количество участников ВЭД, подписавших Хартию, до 50% компаний, находящихся в зеленом секторе, будет создана серьезная база для развития института уполномоченных экономических операторов. – пояснил Леонид Лозбенко. – Предлагаю также еще одно дополнение – ʺпоощрение использования в работе участников ВЭД профессиональных стандартов, акцептованных таможенной службой, как способствующих снижению рисков нарушения таможенных правилʺ. Думаю, это будет новым и очень удобным и для бизнеса, и таможенных органов инструментом».  

В заключение Леонид Лозбенко проинформировал участников встречи о колоссальном внимании к масштабным планам российской таможенной службы на ближайшее десятилетие со стороны и коллег-таможенников, и представителей бизнеса в ходе заседания Совета Всемирной таможенной организации, проходившего в Брюсселе 27-29 июня. «Сегодня ни одна таможенная служба в мире не ставила задачи на 30-й год, – подчеркнул председатель Общественного совета. – Поэтому с огромным интересом ожидается результат нашей работы. Но при этом надо понимать, что, приняв на себя такие обязательства, мы ставим себя и под огонь критики: наша работа, в том числе Стратегия-2030, будет подвергаться скрупулезной оценке не только нашими друзьями, но и теми, кто, скажем так, не очень хорошо к нам относится. В связи с этим Общественный совет ставит для себя задачу, как только Стратегия-2030 будет принята, сориентироваться в плане организации работы по ее реализации». Таким образом, новая Стратегия ФТС России оказалась в фокусе внимания международного бизнеса и таможенных администраций стран – членов Всемирной таможенной организации. В связи с этим, а также учитывая, что Леонид Лозбенко является членом Консультативной группы высшего уровня частного бизнеса (PSCG) Всемирной таможенной организации, вполне логичным представляется предложение, высказанное в ходе данного заседания первым заместителем руководителя ФТС России Русланом Давыдовым, проработать вопрос о создании на базе Экспертно-консультативного совета при ФТС России регионального отделения PSCG.

Комментарии проекта Стратегии-2030 с стороны участвующих в заседании членов Общественного совета и президиума Экспертно-консультативного совета свелись к ряду незначительных замечаний при весьма позитивной в целом оценке этого документа. Так, по мнению Виталия Сурвилло, председателя Комитета по таможенному регулированию «Деловой России», обсуждаемый проект – даже не шаг, а прыжок вперед. Он отметил, что Стратегия-2030 отвечает интересам бизнеса, а имеющиеся замечания связаны в основном с нечеткостью формулировок. Председатель Совета ТПП России по таможенной политике Георгий Петров озвучил ряд небольших редакционных правок, а руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина предложила в оставшееся до 1 августа время (когда работа над документом должна быть завершена) организовать еще ряд консультаций разработчиков с членами Общественного совета. Причина в том, что экспертов несколько огорчило отсутствие в тексте проекта давнишних предложений бизнеса, которые постоянно звучат на всех площадках, таких как отмена неэффективных профилей риска, создание единого портала приема электронных деклараций, перенос на этап после выпуска уплаты таможенных платежей (или хотя бы НДС). Правда, по поводу последнего замечания Владимир Булавин ответил сразу же, напомнив, что этот вопрос не входит в компетенцию ФТС России и обращаться с этим предложением следует в другой госорган. По итогам обсуждения проект Стратегии-2030 в целом был одобрен с учетом доработки.

Вторым вопросом повестки стало обсуждение проекта Программы ФТС России по профилактике совершения правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов, на 2019-2020 годы. Документ, подготовленный ФТС совместно с профильной комиссией ЭКС, представил заместитель руководителя ФТС России Олег Губайдулин. Основными целями Программы названы выявление и анализ причин, способствующих совершению правонарушений, принятие мер по их устранению, выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности, снижение административной нагрузки на участников ВЭД и разъяснительная работа. Цели очевидные, но, как отметили участники встречи, основой профилактической деятельности должно быть все-таки предотвращение правонарушений, а не их выявление и пресечение, что является задачей всех подразделений таможенной службы. Кроме того, как заметил Виталий Сурвилло, в современных условиях надо искать новые формы работы. В частности, он предложил зафиксировать норму о том, чтобы таможенные органы при наличии противоречий в нормативных актах не сразу применяли к участникам ВЭД разного рода санкции, а вначале дали возможность представить обоснование своей позиции и возможные меры исправления ситуации. Это тем более актуально, что сейчас идет подготовка нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. 

В заключение участники заседания заслушали информацию о первых результатах работы постоянных комиссий Экспертно-консультативного совета, созданных в соответствии с приказом ФТС России от 29 октября 2018 года № 1747. Доклад Руслана Давыдова, курирующего работу ЭКС, продемонстрировал, что руководство Федеральной таможенной службы держит на постоянном контроле вопросы и предложения, поступающие от представителей деловых кругов, по совершенствованию таможенного администрирования.  Также с краткими докладами выступили координаторы комиссий ЭКС со стороны бизнеса.

Мероприятия

хартия добросовестных участников вэд