Есть контакт

В Федеральной таможенной службе прошла встреча с таможенными представителями, на которой обсуждались наиболее острые проблемы, возникающие у бизнеса при работе с центрами электронного декларирования.

Совещание с таможенными представителями провел первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. Открывая мероприятие, он отметил, что поводом к этой встрече стала необходимость сверить взгляды на текущие проблемы, возникающие при работе в новых условиях. Говоря о реформировании системы таможенных органов, он подчеркнул, что сегодня больше половины пути уже пройдено – 63% всех деклараций оформляются в центрах электронного декларирования. До конца этого года начнут функционировать Сибирская электронная таможня и Центральный энергетический ЦЭД, в следующем году будут введены в эксплуатацию Центральная электронная таможня, Северо-западный, Южный и Дальневосточный ЦЭДы. Таким образом, к концу 2020 года переход на электронные таможни должен быть завершен, после чего станет возможным реализовать технологию автоматической диспетчеризации ДТ, которой давно добиваются участники ВЭД. Но пока продолжается переходный период, ФТС России постоянно получает нарекания со стороны бизнеса, и главной целью данной встречи, по словам Руслана Давыдова, является возможность для таможенников посмотреть на процесс глазами именно таможенных представителей, поскольку этот институт занимает значительное место в сфере околотаможенных услуг: сегодня в России 48% деклараций подается через таможенных представителей.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются таможенные представители сегодня, озвучил Николай Раменских, президент ООО «СКС Электрон брокер», предварительно подчеркнув, что в его доклад включены вопросы, сформулированные в том числе Ассоциацией «Некоммерческое партнерство профессиональных таможенных операторов» и Гильдией профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес». Отметив, что в целом работа ЦЭДов улучшилась, он перечислил остающиеся на сегодня «узкие места». По большому счету их четыре. Во-первых, это неправомерные отказы в регистрации ДТ, когда в качестве причин отказа инспекторы ссылаются на недействующий Таможенный кодекс Таможенного союза или из-за какого-либо несоответствия без его расшифровки и т.п. Спикер обратил внимание на позитивную практику СЗТУ, которым в апреле подготовлено разъяснение, где четко расписан порядок отказов в регистрации ДТ. «Хорошо бы эту практику ввести на уровне ФТС России, чтобы все сотрудники таможенных органов руководствовались едиными разъяснениями», – предложил Николай Раменских. Вторая проблема – технические сбои информационной системы, в результате которых выдаются неверные решения (например, ДТ подана неуполномоченным лицом, что не соответствует действительности, и т.д.). Для исправления таких ошибок требуется перезагрузка системы, которая проводится раз в сутки, что затягивает сроки регистрации ДТ и выпуска товаров. Бизнесом предлагается в случае сбоев системы разрешить внеочередную перезагрузку либо дать право инспектору или руководителю таможенного органа принимать экспертное решение в ручном режиме. Третий негативный аспект – неправомерное нарушение срока регистрации ДТ и срока выпуска товаров. Причина, по мнению таможенных представителей, в отсутствии оперативного контроля за принятыми решениями, быстрого реагирования на проблемные ситуации. Получается парадокс: боремся с помощью электронного декларирования за часы и минуты, а при этом на то, чтобы обжаловать какое-либо решение, уходит 30 дней, поскольку в новом кодексе упрощенного порядка обжалования нет. «Раз мы внедряем быструю современную технологию, должна быть и быстрая система обжалования в упрощенном порядке, – отметил докладчик. – И не как раньше – только начальнику или заместителю начальника ЦЭДа: они на первом этапе не справятся с таким валом обращений». Еще одна причина недовольства бизнеса – неправомерные, необоснованные либо формальные запросы документов со стороны сотрудников таможенного органа. Иногда запросы просто ставят в тупик, подчеркнул спикер, и привел конкретный пример, когда оформлялись купальники, а запрос пришел в отношении слишком низкой цены на помидоры (!). Разумеется, никто не застрахован от ошибок, но должна быть какая-то система защиты. «Необходимо создание структуры, осуществляющей оперативный мониторинг за процессом оформления, я бы даже сказал, создание своего рода службы качества, включая преобразование горячей линии (на основе не полной бесконтактности, а в рамках регламентации контактов на транспарентной платформе), установление упрощенного регламента обжалования по вопросам выпуска с определением должностных лиц, которые правомочны принимать такие решения (может быть, за счет перераспределения обязанностей сотрудников менее загруженных подразделений), double-chek-контроль, когда контроль за одним процессом осуществляется двумя лицами или двумя подразделениями»,–  резюмировал Николай Раменских.

Эксперт Ассоциации «Некоммерческое партнерство профессиональных таможенных операторов» Ольга Олигер напомнила, что проблемы, озвученные предыдущим спикером, включая недостаточную информативность системы электронного декларирования (когда декларант не знает, что происходит в данный конкретный момент с оформлением его ДТ), не новы: о них говорилось с самого начала работы центров электронного декларирования. «В частности, в рамках круглых столов по ситуации в Московской областной таможне высказывалось предложение организовать получение декларантами обратной связи от таможенного органа исключительно в автоматизированном порядке, чтобы уйти от личных контактов с инспекторами и не создавать дополнительной нагрузки на должностных лиц ЦЭДа», – подчеркнула Ольга Олигер.

Участники встречи обозначили еще ряд крупных блоков проблем при работе с ЦЭДами, среди которых такие, как неотлаженное взаимодействие между подразделениями выпуска товаров и таможенных платежей, из-за чего таможенные представители не могут вовремя уплатить задолженность (в соответствии с приказом ФТС России № 2095), отсутствие синхронизации времени работы ЦЭДов с постами фактического контроля и функциональными подразделениями, некорректная работа ЕАИС при подаче ДТ, которой предшествовала процедура таможенного транзита, и др.

По каждому из озвученных вопросов сотрудники центрального аппарата ФТС России, участвующие в совещании, дали исчерпывающие пояснения. Суть их сводится к тому, что многие проблемы, о которых говорилось на совещании, с 1 июля уже решены или находятся в стадии решения. Так, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Дмитрий Жуков рассказал о разработке ФТС России стандартов совершения операций, которые станут системой экспресс-анализа соблюдения всех регламентных сроков: при возникновении угрозы превышения срока система сразу даст сигнал инспектору, что позволит оперативно отреагировать на данную ситуацию. По словам Дмитрия Жукова, эти стандарты были опробованы в нескольких РТУ, и эксперимент показал, что они работают эффективно. Со своей стороны, начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Елена Ягодкина разъяснила ситуацию с уплатой утилизационного сбора, проинформировав участников о предложении ФТС России адаптировать под новые условия нормативную базу, регламентирующую этот вопрос. Но так как речь идет о постановлении правительства, внесение изменений не слишком быстрый процесс, поэтому она пригласила бизнес-сообщество присоединиться к инициативе таможенной службы. Что касается вопроса по уплате задолженности, Елена Ягодкина обратила внимание, что в «личном кабинете» есть даже специальный раздел по задолженности, однако этим сервисом пользуются лишь 24% таможенных представителей, и призвала активнее использовать весь функционал «личного кабинета».

 Вторым вопросом повестки совещания стало обсуждение статуса таможенного представителя как института. Своими мыслями по повышению авторитета таможенного представителя на рынке околотаможенных услуг поделился Юрий Ковалев, заместитель генерального директора ООО «Восход». Он привел результаты сравнения законопослушности таможенных представителей и декларантов, которые показывают, что таможенные представители нарушают законодательство в 5-7 раз реже, чем участники ВЭД, производящие декларирование от своего имени. В связи с этим, по мнению эксперта, целесообразно говорить о необходимости повышения доверия к таможенным представителям со стороны таможенных органов.

Подводя итоги обсуждению, Руслан Давыдов констатировал, что большинство текущих проблем таможенных представителей связано все-таки с техническими ошибками и недоработкой программных средств. «В целом это проблемы взаимодействия электронных таможен и ЦЭДов с постами фактического контроля и электронных таможен и ЦЭДов с участниками ВЭД», – обобщил он выступления участников и заверил, что на все вопросы, которые были озвучены в ходе встречи, ФТС России будут даны адресные письменные ответы (причем не формальные, а по существу). Кроме того, Руслан Давыдов предложил своим подчиненным подумать о создании на официальном сайте ФТС России специального раздела для таможенных представителей, куда они могли бы присылать свои вопросы и получать ответы непосредственно от сотрудников центрального аппарата. Также он выразил мнение, что подобные встречи должны стать регулярными, – это позволит ФТС России всегда быть в курсе проблем таможенных представителей и оперативно реагировать на сложные ситуации. Участники совещания поддержали данные предложения, выразив благодарность Федеральной таможенной службе за поддержку института таможенного представителя и понимание того, что несмотря на отдельные недочеты в целом на этом рынке присутствуют профессионалы, работа которых существенно сокращает риск нарушения таможенного законодательства. 

Мероприятия

хартия добросовестных участников вэд