hartiya 1140
Реформа таможни нуждается в адекватной оценке

Реформа таможни нуждается в адекватной оценке

Одним из ключевых событий второго дня Международного таможенного форума, который прошел 24-25 октября в Москве, стала сессия «Реформирование таможенных органов. Адаптация к системным изменениям».

Открывая сессию, модератор Леонид Лозбенко, председатель Общественного совета при ФТС России, сразу задал высокую планку обсуждения, сообщив об огромном интересе зарубежных коллег к Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. «На прошлой неделе в Брюсселе состоялось заседание Консультативной группы частного сектора Всемирной таможенной организации, членом которой я являюсь, – рассказал Леонид Лозбенко. – Так вот руководители многих компаний, крупнейших корпораций с нетерпением ожидают информации о работе таможенной службы России в ближайшее десятилетие. Реформа, которую сегодня проводит ФТС по согласованию с бизнесом, действительно гигантская – это даже не шаг, а бросок вперед. Поэтому всех интересует, как мы с этим справимся, что будет делать ФТС по разным направлениям, как это отразится на бизнесе?»

 Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов постарался исчерпывающе ответить на эти вопросы. «Не могу не согласиться с Леонидом Аркадьевичем, что крайне важен разговор о том, на каком этапе осуществляемых нами реформ мы находимся сегодня, что сделано, что удалось сделать, что еще предстоит сделать, – отметил Руслан Давыдов и четко обозначил текущее состояние дел. – До конца 2020 года будут созданы 16 центров электронного декларирования и электронных таможен. Сегодня действуют уже 12 объектов: Балтийский, Калининградский, Московский областной, Акцизный, Авиационный, Новороссийский, Владивостокский ЦЭДы (плюс Энергетический ЦЭД, который откроется 1 ноября этого года) и 4 электронные таможни: Приволжская, Уральская, Северокавказская, Сибирская. Еще 4 электронные таможни будут введены в эксплуатацию в следующем году: Северо-Западная, Центральная, Южная и Дальневосточная. Сегодня 66,5% всех деклараций обрабатываются в ЦЭДах, к концу 2020 года концентрация оформления должна достичь 95%. Мы идем полностью в соответствии с графиком, и это дает нам единообразие правоприменительной практики, что уже почувствовал бизнес. Мы с Леонидом Аркадьевичем Лозбенко общаемся, и все отмечают, что единообразие принимаемых решений увеличивается». В подтверждение слов Руслана Давыдова в режиме видеоконференции участникам сессии был продемонстрирована работа Московского областного и Балтийского ЦЭДов.

И разумеется, Руслан Давыдов не мог не затронуть больную для ФТС тему – позицию России в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «международная торговля». Федеральная таможенная служба считает, что Всемирный банк необъективен, поскольку упорно не замечает значительного улучшения таможенного администрирования в нашей стране. В обновленном варианте рейтинга Doing Business, который недавно был опубликован ВБ, Россия в целом поднялась с 31-го на 28-е место, однако по показателю «международная торговля» осталась на 99-м.  Аудитория сессии также согласилась с мнением Руслана Давыдова, интерактивно проголосовав с результатом 53% за более высокую позицию России в рейтинге. Участвующий в сессии руководитель проектов Представительства Всемирного банка в России Кристофер Мюллер попытался оправдаться, напомнив, что эти цифры не единственный инструмент оценки таможенного администрирования и российская таможня сегодня находится в «зеленой» зоне, то есть не далека от лучших практик. В связи с разгоревшейся дискуссией вице-президент ООО «Марс» Максим Василевский уверенно заявил, что внедряемые таможенной службы новации – переход на безбумажные технологии, упрощение таможенных процедур, развитие института уполномоченного экономического оператора – это прогресс независимо от любых рейтингов. А председатель Совета ТПП России по таможенной политике Георгий Петров проинформировал аудиторию о том, что бизнес-сообщество выступило с инициативой провести свое независимое исследование по методике Всемирного банка с тем, чтобы выяснить истинную картину. «Результаты анализа мы обязательно доведем до общественности, прессы, а также до Всемирного банка», – пообещал Георгий Петров.

Продолжая эту тему, заместитель министра экономического развития – руководитель Федеральной службы по аккредитации Алексей Херсонцев отметил, что место России по данному показателю было бы значительно выше, если бы ФТС России не приходилось выполнять не свойственные таможне функции, а именно осуществление проверки на предмет соответствия товаров техническим регламентам. Но пока это необходимо. «Сегодня только силами таможни обеспечивается качество ввозимой в страну продукции», – подчеркнул Алексей Херсонцев. По его мнению, в стране необходимо сформировать «инфраструктуру доверия» со всеми участниками процесса: органами государственной власти, участниками ВЭД, бизнес-сообществом в целом. Значимым шагом по созданию этой инфраструктуры является подписание между ФТС России и Росаккредитацией соглашения об информационном взаимодействии. 

Со своей стороны начальник управления камеральных проверок ФНС России Александр Егоричев добавил, что сегодня предприниматели требуют комфортных условий работы, они не хотят долго ждать, привыкли, что все делается «по кнопке». Поэтому приходится и другим госорганам догонять Федеральную таможенную службу в плане автоматизации, ускорять отказ от бумажных документов, для чего начали вноситься соответствующие изменения  и в Налоговый кодекс. Александр Егоричев напомнил, что таможенная и налоговая службы конструктивно взаимодействуют по всем направлениям деятельности еще с 2001 года, когда было подписано соглашение об обмене информацией. «Сейчас мы работаем над совместным проектом по внедрению системы прослеживаемости товаров. Взаимодействие с ФТС России складывается успешно и позволяет эффективно решать совместные задачи», – отметил спикер.

Подводя итоги дискуссии, Руслан Давыдов высказал предложение Всемирному банку все-таки составлять рейтинг для стран, у которых вообще нет таможни (а именно они входят в первую двадцатку), и стран, где работают таможенные органы, отдельно. «Какой главный вывод я сделал для себя в результате нашего обсуждения? С проблемами в межведомственном блоке мы разберемся, они уже почти решены. А вот в части  взаимодействия с бизнесом надо пройти еще определенный путь, хотя мы самую трудную горку уже прошли, – сказал Руслан Давыдов и главную задачу на этом пути, как всегда, сформулировал в афористичной форме. – Впереди у нас необходимость встраивания таможни и участников ВЭД в бизнес-процессы друг друга». «Совершенно верно, это ключевая задача, которая, кстати, относится не только к российским, но к таможенникам всего мира. И Всемирная таможенная организация сейчас ориентирует на особое внимание к бизнес-процессам любого таможенника любого уровня», – резюмировал Леонид Лозбенко.