hartiya 1140
Новый инструмент в помощь бизнесу

Новый инструмент в помощь бизнесу

16 июня Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Таможенный мониторинг».

16 июня Федеральная таможенная служба провела вебинар на тему «Таможенный мониторинг».

Вебинар провела Татьяна Кондрашкина, консультант отдела развития технологий после выпуска Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России. Она начала с того, что во всех государствах всегда возникают споры между бизнесом и контролирующими надзорными органами. Исключить их совсем невозможно, но можно смягчить, и инструменты для этого известны давно. Одним из таких инструментов является мониторинг. Так, во многих странах, в том числе в России, применяется налоговый мониторинг – этот инструмент используется налоговыми органами в качестве превентивной мягкой формы налогового контроля. «Если объяснить простыми словами, что такое мониторинг, – это когда государство оценивает некие риски, и предупреждает лицо, участвующее в мониторинге, о негативных последствиях, которые могут повлечь за собой эти риски. С одной стороны, это инструмент госконтроля, основанный на анализе получаемой информации, с другой – волеизъявление лица, участвующего в мониторинге, принять необходимые меры для того, чтобы нивелировать негативные последствия выявленных рисков, – сказала докладчица. –Эффективность этого инструмента зависит от реализации трех составляющих: доверие друг к другу, готовность бизнеса к диалогу с государством и прозрачность таких взаимоотношений». 

Татьяна Кондрашкина отметила, что задача организации таможенного мониторинга в РФ была поставлена в Стратегии развития таможенных органов до 2030 г., утвержденной правительством в 2020 г. Она процитировала данный пункт Стратегии: «Необходимо внедрить таможенный мониторинг как инструмент таможенного контроля, который позволит комплексно оценить деятельность определенных категорий проверяемых лиц на предмет идентификации таможенных рисков, определить их уровень и по результатам обеспечить упрощение административных процедур и устранение негативных последствий, а также реализацию возможности использования такими лицами результатов таможенного мониторинга для самостоятельной оценки и минимизации таможенных рисков». В прошлом году Минфином была разработана дорожная карта по внедрению таможенного мониторинга, а в настоящее время готовится нормативно-правовая база. Законопроект о внесении изменений в федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наделяющий правительство полномочиями по определению иных мер, обеспечивающих таможенный контроль, отличных от установленных таможенным законодательством, сейчас готовится ко второму чтению. После принятия поправок будет издано постановление правительства о проведении эксперимента по таможенному мониторингу, которое установит порядок проведения и сроки эксперимента. После этого ФТС России ведомственными актами определит технологию, порядок взаимодействия с участниками, перечень необходимых документов и т.д. 

Затем докладчица рассказала, как работает таможенный мониторинг. Он будет проводиться в отношении импортных товаров, задекларированных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Федеральная таможенная служба определит ряд показателей, такие как снижение индекса таможенной стоимости, изменение индекса уплаченных таможенных платежей, изменение доли определенных товаров (например, с низкими ставками НДС). На основании этих показателей, которые рассчитываются один раз в квартал, и будет приниматься решение о проведении таможенного мониторинга, если они покажут некое изменение внешнеэкономической деятельности. Будет производиться анализ сведений, предоставленных компанией из своей системы учета товаров, и сведений, полученных таможенным органом от этого участника ВЭД при декларировании проверяемых товаров. «Это не значит, что таможня, получив удаленный доступ, будет копаться во всех ваших учетных документах, – подчеркнула Татьяна Кондрашкина. – Будет определен четкий перечень необходимых для анализа сведений, позволяющий увидеть риски нарушения таможенного законодательства». По ее словам, сейчас уже тестируется технология отбора таких сведений. Она заключается в следующем: компания формирует массив информации из своей системы учета товаров и направляет этот блок в информационную систему таможенных органов, то есть это своего рода «витрина данных». По итогам анализа таможенный орган составляет заключение, описывающее риски, выявленные при проведении таможенного мониторинга, которое направляется компании через «Личный кабинет участника ВЭД». У компании есть три варианта реагирования на заключение. Первый – никак не реагировать, в этом случае таможенный орган, выявив признаки правонарушений, имеет право провести таможенную проверку или иные формы таможенного контроля. Второй – участник ВЭД соглашается с выводами таможенного органа и принимает меры для устранения негативных последствий, например, доплатив таможенные платежи. Третий – компания проводит самостоятельный анализ, по результатам которого может оспорить заключение, приведя аргументы, доказывающие отсутствие нарушений таможенного законодательства, и обозначив причины, повлиявшие на выявление признаков возможности таких нарушений. Говоря о преимуществах, которые дает бизнесу такой инструмент превентивного мягкого контроля, Татьяна Кондрашкина отметила, что, во-первых, это позволяет сохранить статус участника ВЭД низкого уровня риска, поскольку очевидно, что пойти на таможенный мониторинг может лишь законопослушная компания. Во-вторых, во время таможенного мониторинга таможня не будет проводить выездные проверки. В-третьих, резко сокращается количество бумажных документов, которые участник ВЭД должен направлять в таможенный орган, в том числе в части отчетности. 

Что касается сроков проведения эксперимента, проектом постановления определен период с 1 октября 2022 г. по 1 ноября 2023 г., но даты могут быть сдвинуты, если не будет вовремя принята нормативная база. Еще один существенный факт – принять участие в эксперименте на первом этапе смогут лишь уполномоченные экономические операторы. Почему выбор пал на них, понятно: по закону № 289-ФЗ одним из условий включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов является наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций посредством предоставления удаленного доступа к системе учета должностных лиц таможенных органов (п. 8 ст. 383). В соответствии с распоряжением ФТС России от 7 мая 2019 г. № 81-р проведено тестирование взаимодействия систем учета УЭО с информационными системами таможенных органов. «Эту технологию мы будем использовать при проведении таможенного мониторинга. Уже разработаны особенности применения системы учета УЭО для целей проведения таможенного мониторинга, определены формы документов, которые будут направляться компаниям, началась доработка программных средств. После принятия необходимых правовых актов ждем от уполномоченных экономических операторов заявлений о готовности принять участие в эксперименте. Надеемся по его итогам распространить этот механизм и на иных участников ВЭД, имеющих высокий уровень цифровизации бизнес-процессов», – резюмировала докладчица.

В завершение Татьяна Кондрашкина ответила на вопросы слушателей. Один из них поинтересовался, существует ли практика таможенного мониторинга в других странах? Докладчица ответила, что ей известно лишь о налоговом мониторинге, который применяют в ряде стран, например, в США, Нидерландах, Германии, Канаде. Другой участник вебинара спросил, сможет ли компания участвовать в данной программе, если у нее были правонарушения? По словам докладчицы, никаких условий с точки зрения нарушений законодательства на сегодня нет, единственное условие – цифровизация ресурсов, позволяющая передавать таможенному органу сведения для анализа. Еще один слушатель просил пояснить, будут ли одновременно реализовываться таможенный мониторинга и таможенный аудит? «Эти два механизма идут параллельно друг другу, – ответила Татьяна Кондрашкина, – таможенный мониторинг – это работа таможенных органов, а таможенный аудит – нечто иное». Следующий вопрос: таможенный мониторинг планируется проводить только после выпуска или до выпуска тоже? Докладчица уточнила, что таможенный мониторинг будет проводится только на этапе после выпуска в отношении товаров, которые были ввезены и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Последний вопрос звучал так: за какой период ввезенные товары могут быть подвергнуты таможенному мониторингу? «Мы планируем раз в квартал осуществлять расчет показателей. Если выявятся признаки возможного нарушения таможенного законодательства, анализ будет проводиться за предшествующий квартал, за аналогичный период прошлого года. Но мы не ограничиваем таможенные органы в установлении периода, за который они готовы провести таможенный мониторинг, поскольку показатели разные: некоторые предполагают проверку только за один квартал, иные – за весь год. Ограничений на этот счет в проектах нормативных актов нет», – пояснила Татьяна Кондрашкина.

Для участников ВЭД